На совместном пленарном заседании Общественной палаты Ярославской области и Общественной палаты г.Ярославля была обсуждена проблема убыточности пригородных железнодорожных перевозок и вынесен ряд предложений для ее решения. Об этом сообщает пресс-служба Северной железной дороги — филиала ОАО «РЖД».
Ярославская область традиционно является самой крупной территорией транспортного обслуживания населения железнодорожным транспортом Северной железной дороги. По итогам 2010 года подвижным составом пригородного пассажирского комплекса было перевезено в Ярославской области более 5 млн. пассажиров или 37,6% от общего количества по СЖД. Пригородные железнодорожные перевозки являются социально значимым, убыточным видом деятельности. Для обеспечения безубыточности железнодорожного пригородного сообщения необходима реализация целого комплекса мер, в том числе, законодательного характера. Это в очередной раз было подчеркнуто на заседании двух Общественных палат.
— Неполное финансовое обеспечение законодательно гарантированных льгот по провозной плате в пригородном сообщении вынуждает предприятия железнодорожного транспорта снижать собственные издержки, часто в ущерб качеству оказываемых услуг. Убыточность перевозок является сдерживающим фактором и для повышения их инвестиционной привлекательности, конкурентоспособности. Бюджетная поддержка регионами организации пригородных перевозок на контрактной основе позволит в заказанном объеме предоставить безопасные и качественные услуги. Но в настоящее время регулирование отношений перевозчика и региона, как заказчика транспортного обслуживания населения, остается белым пятном на правовой карте пригородных перевозок, — отметил в своем выступлении заместитель начальника СЖД по корпоративному управлению и работе с органами власти Александр Докукин.
Также, в ходе заседания была обозначена еще одна, не менее важная проблема пригородных компаний — это безбилетный проезд. В настоящее время нет законодательно уполномоченных людей для взимания штрафа за безбилетный проезд в электричках, что является огромной проблемой и без того убыточного пригородного сообщения. Кроме того штрафные санкции в отношении безбилетников столь малы, что мало кого останавливают. Поэтому, на заседании была заявлена необходимость принятия на местном уровне административного кодекса по безбилетникам.
Кроме этого Северная железная дорога обратилась к Общественным палатам с предложением поддержать принятие «Закона о транспортном обслуживании» в Ярославской области. Тем самым решить вопрос регулирования взаимообязанностей властей и транспортников.
Как отметил председатель Ярославской Общественной палаты г. Ярославля, Александр Федоров, в ходе заседания была создана «хорошая рабочая группа, которая будет реализовывать все предложения».
Справка:
По законам Российской Федерации, организация пригородных пассажирских перевозок находится в пределах полномочий субъектов РФ. Региональные власти вправе регулировать количество пригородных маршрутов и поездов, и устанавливать тарифы на проезд в пригородных поездах ниже себестоимости.
В бюджете Ярославской области на 2011 год предусматриваются субсидии на покрытие данных убытков в размере лишь 90,1 млн. рублей (менее 10% от суммы убытков). В прошлом, 2010 году, Ярославская область также компенсировала компании «РЖД» лишь часть убытков от организации пригородных перевозок. Северная железная дорога получила около 83 млн. рублей дотаций при убытках в размере более 645 млн. рублей.