До конца марта при этом ожидается корректировка средних цен в сторону уменьшения в пределах 5-6%
Эксперты Банкавто (цифровая платформа РГС Банка) на основе данных агрегатора Haraba проанализировали, как в период с 23 февраля по 10 марта 2022 года изменились цены на автомобили с пробегом на самые популярные в РФ марки а/м в целом и на наиболее востребованные ликвидные модели в частности. Больше других – на 32% - подорожали в среднем все машины марки Mercedes-Benz. В «модельном» зачете лидером по увеличению цены стал седан BMW 5 серии (+39%)
Список наиболее ликвидных на российском вторичном рынке марок годами возглавляли «немцы» и «японцы». Причем машины родом из Страны Восходящего солнца многие справедливо выбирали по причине едва ли не самой низкой потери стоимости, а автомобили с трехлучевой звездой или с сине-белым пропеллером на капоте в принципе являются пределом мечтаний многих клиентов, кто дорастает до покупки престижной машины. Понятно, что появление информации, что вскоре новые машины этих марок будут недоступны, послужило лучшей предпосылкой для роста сделок по бренду и на вторичном рынке.
В этом свете, пожалуй, нет ничего удивительного в том, что марки именно этих стран возглавили топ-10 брендов по росту цены на вторичном рынке. Он основан на информации классифайдов России за период первых двух недель спецоперации на Украине. С 23 февраля, когда курс рубля к основным валютам резко ослабел, рынок пришел в наиболее активное движение.
Так, топ-10 марок по росту цены за этот период возглавили Mercedes-Benz (4,52 миллиона рублей) и BMW (3,49 миллиона). Средняя цена автомобилей этих брендов прибавила сразу по 32%. На третьей строчке рейтинга оказалась Toyota (2,91 млн; +28%). На четверть за две недели возросли «аппетиты» продавцов а/м Nissan (1,45 млн.) и Kia (1,55 млн.). По Skoda (1,43 млн.) и Volkswagen (1,67 млн.) динамика роста цен также оказалась примерно равной (+24%). И наконец, замкнули рейтинг Hyundai, Ford и Lada: здесь цифры в прайсах были увеличены от 15 до 21%.
В свою очередь, если взглянуть на изменение цен наиболее популярных ликвидных моделей автомобилей, то несложно заметить немного другую картину. На первом месте по росту цены здесь также располагается «немец», но уже марки BMW – это седан 5-й серии 2018 года выпуска, который подорожал до 4,9 миллионов рублей (+39%). На второй строчке рейтинга для многих наверняка неожиданно оказалась модель марки Lada – седан Vesta. Средняя цена на эту машину в текущих подскочила до одного миллиона рублей (+37%). Mercedes-Benz при этом и здесь в тройке лидеров: марку в рейтинге представляет седан E-класса 2016 года за 3,7 миллиона рублей (+34%). Другой седан бизнес-класса оказался на пятом месте: события в геополитике подняли цену Toyota Camry, образец 2013 года за 1,5 миллиона рублей, на 24%.
Три самых популярных на рынке новых автомобилей иномарки B-класса - Vokswagen Polo (1,15 млн, +27%), Kia Rio (894 тыс. руб., +23%) и Hyundai Solaris (848 тыс. руб., +15%) - разместились в рейтинге наиболее подорожавших ликвидных АСП на четвертом, шестом и девятом местах соответственно. Два кроссовера Renault Duster (1,2 млн, +18%) и Nissan Qashqai (813 тыс., +17%) – на седьмом и восьмом. И, наконец, замыкает рейтинг моделей Skoda Octavia за 784 тысячи рублей. Ее продавцы пока ограничились ростом в 14%.
Скорость подорожания многих товаров и автомобилей в частности в первые две недели военной спецоперации может удручать. Те, кто не успел купить валюту, вкладывались в «железо», а продавцы уже выставленных на продажу машин лихорадочно переписывали ценники в сторону увеличения. Крайне негативную для рынка роль сыграли и панические настроения поклонников иномарок, вызванные информацией об уходе или приостановке поставок многих автомобильных брендов. Одна мысль о том, что по крайней мере в ближайшем будущем нельзя будет купить новый Mercedes-Benz, BMW или Toyota была идеальным мотиватором по созданию срочности покупки автомобилей этих марок на вторичном рынке. В то же время продавцы целого ряда автомобилей демократичных брендов временно вообще сняли объявления о продаже, понимая, что не смогут ничего купить на вырученные деньги.
При этом построить прогноз цен «пробежного» рынка на перспективу хотя бы одного-двух месяцев сейчас невозможно. Очевидно, что продавцы подержанных автомобилей будут ориентироваться на геополитические события, возможное окончание фазы активных боевых действий в рамках спецоперации на Украине и влияние всего этого на стабилизацию рынка. В то же время есть и хорошая новость. Начиная примерно с 9-10 марта на рынке начался процесс уценки автомобилей. По данным агрегатора Haraba, только за эти два дня средняя цена машин в объявлениях от частных лиц снизилась до одного миллиона рублей, то есть почти на 100 тысяч. Владельцы автомобилей, которые на фоне панических настроений выставляли товар по «космическим» ценам, постепенно понимали, что он не имеет нужного спроса и вынуждено снижали «аппетиты». Конечно, к прайс-листам образца «до 23 февраля» вторичный рынок уже гарантированно не вернется, но до конца марта корректировка средних цен в сторону уменьшения в пределах 5-6% вполне возможна.