Эксперты Банкавто (цифровая платформа РГС Банка по покупке и продаже автомобилей) проанализировали, как в салонах официальных дилеров в 2021 году изменялась стоимость полиса каско на наиболее популярные модели отечественного авторитейла на рынке продаж новых авто. Оказалось, что, несмотря на серьезный рост цен в течение всего года, тарифы каско некоторых популярных автомобилей практически не менялись. LADA Granta, к примеру, и в январе, и в сентябре текущего года можно было застраховать за 30 тысяч рублей, а Renault Duster – за 42 тысячи*. В то же время по целому ряду моделей, входящих в топ-10 по продажам, за каско все же нужно теперь платить заметно больше.
По каким популярным моделям а/м дилеры снижали доходы при продаже каско?
Рост цен практически на все представленные на российском рынке автомобили продолжает в 2021 году бить рекорды. Однако целый ряд популярных моделей нашего рынка оказалась на удивление стабильны в части средней стоимости полиса каско.
Так, в январе текущего года средний показатель РРЦ (рекомендуемой розничной цены) по Lada Granta составлял 592,8 тысячи рублей, а по итогам трех кварталов он вырос до 677,8 тысячи рублей (+14%). При этом средняя стоимость каско в салонах официальных дилеров в январе составляла 30 057 рублей, а в сентябре – 30 505 рублей. Это означает, что тариф каско в процентном соотношении по этой модели дилерам пришлось даже снизить с 5,07% до 4,5%.
Как объяснила директор департамента продаж компании «ЭЛТ-поиск» Оксана Капорцева, владельцы LADA Granta готовы платить за полис каско, как правило, не более 30 тысяч рублей: «В свою очередь дилер вынужден применять франшизу и скидку с КВ (комиссионного вознаграждения от страховой компании) и идти на снижение своих кумулятивных доходов по сделке. Иначе полис каско на этот автомобиль продать достаточно затруднительно».
Похожим образом развивается ситуация и с рядом других популярных в России седанов и кроссоверов. Так, тариф каско по Lada Vesta изменился с 34 до 36 тысяч рублей, то есть вырос только на 6%, а средняя стоимость этой машины по итогам трех кварталов составила 946 тысяч рублей (+12%). Тариф каско в процентном соотношении по этой модели дилерам пришлось даже снизить с 4,01% до 3,79%.
Чтобы застраховать Renault Duster, в январе 2021 года требовалось 42 тысячи рублей, в сентябре – практически такая же сумма, тариф каско пришлось снижать с 3,5% до 2,9%. Однако цена машины возросла с 1,22 миллионов до 1,47 миллионов рублей (+20% за 9 месяцев).
Плата за «страхи» покупателей Lada Niva Travel тоже практически не менялась: сохранилась на уровне 30 тысяч, а цена этого автомобиля за три квартала увеличилась куда весомей – до 971 тысячи (+33%).
Повезло далеко на всем
В то же время среди тысяч покупателей других особенно востребованных на рынке моделей так повезло далеко не всем. Несмотря на то, что тарифы по ряду моделей практически не изменились в процентном соотношении, в абсолютных цифрах произошло превышение по премии каско.
Например, на LADA Largus цена годового полиса за три квартала текущего года выросла с 34 до 43 тысяч рублей, на Hyundai Creta – с 44 до 52 тысяч рублей, на Volkswagen Polo – c 47 до 56 тысяч рублей, на Kia Rio – с 53 до 60 тысяч рублей, на Volkswagen Tiguan – c 55 до 67 тысяч, то есть в среднем на 13-19%. Примерно в том же диапазоне росла и цена на эти модели автомобилей. При этом тарифы по ним практически не изменились в процентном соотношении, составив на начало года и по итогам 3 кварталов: по LADA Largus 4,3%,Hyundai Creta – 3,3%, Volkswagen Polo – 4,2%, Kia Rio – 4,8%, Volkswagen Tiguan – 2,6%.
Немного отличную тенденцию можно было наблюдалась при страховании Hyundai Solaris. В то время, как премия по каско в денежном выражении возросла с 50 до 55 тысяч рублей (+10%), тариф снизился 5% до 4,8% на фоне роста цены автомобиля на 14% (с 1,02 до 1,17 млн рублей).
Денис Мавланов, эксперт маркетплейса Банкавто (цифровая платформа РГС Банка)
«Рост средней цены полиса каско на ряд моделей в 2021 году связан с ростом стоимости самих автомобилей, запчастей и ремонта. Однако чаще средняя премия по договорам каско с начала года практически не менялась или даже незначительно снизилась. Этому способствовали такие факторы, как увеличение доли продуктов с франшизой и ограниченным набором рисков, а также высокая конкуренция между страховщиками за безубыточных клиентов».
Ольга Асташкина, директор направления по управлению портфелем каско ПАО СК «Росгосстрах»:
«По статистике «Росгосстраха», тарифы по ВАЗам поднимались до середины лета 2021 года в период роста продаж новых автомобилей. С момента падения рынка авто и роста стоимости машин тариф чуть снизился. Это вызвано, главным образом, необходимостью страховщиков поддерживать конкурентные цены для сохранения максимального уровня проникновения каско. По марке Рено, например, в «Росгосстрахе» наблюдается заметное снижение среднего тарифа, но средняя премия продолжает расти. Важно понимать, что рост премии не прямо пропорционален росту цены автомобиля. Стоимость авто, в первую очередь, влияет на такую составляющую премии, как «тотальные риски» – это хищение и конструктивная гибель автомобиля, где размер выплаты на 100% зависит от стоимости транспортного средства. Остальные же риски больше зависят от стоимости ремонта машины, которая, к счастью, растет не так быстро, как цены на автомобили. В 2022 году цены на запчасти и стоимость ремонта будут стремиться догнать темпы автомобильного роста, что приведет к увеличению тарифов и продолжению роста средней премии».