Эксперты Банкавто (цифровая платформа РГС Банка) проанализировали, как изменились средние цены на наиболее востребованные новые автомобили за 2021 год. Из первой 20-ки наиболее популярных моделей больше всех за год прибавил в цене Renault Sandero. Причем наибольшая корректировка прайс-листов (+5%) по этой модели пришлась на декабрь.
По итогам 2021 года наибольшим подорожанием на российском рынке отметился Renault Sandero. Хэтчбек, который изначально задумывался маркетологами Renault как один из самых бюджетных, в декабре ушедшего года стоил в среднем 1,028 миллиона рублей по сравнению с 0,809 миллиона рублей годом ранее. Это означает, что рост средней цены за год составил 27,1%.
Вторую строчку рейтинга с прибавкой 26,1% получил Lada Largus. Средняя цена этого универсала по итогам года составила 960,1 тысячи рублей. Еще одна модель из Тольятти – Lada Niva Legend – закончила год с ценником 801,8 тысячи. Прибавка в 23,4% обеспечила ей третье место в рейтинге.
В пятерке наиболее подорожавших машин оказались еще две Renault. Кроссоверу Duster «приписали» 21,5%. Его цена в декабре составила 1,35 миллиона рублей. Седан Logan продавали в последний месяц года за 953,8 тысячи (+19,4%).
Рост популярности Kia K5 позволил активно взвинчивать цену и на эту машину: средняя цена в декабре за эту модель составила 2,31 миллиона (+19% за год).
В свою очередь два седана Lada – Vesta и Granta дорожали примерно равными темпами – примерно на 18% за год. С той оговоркой, что дефицит на модель Granta, похоже, вынудил маркетологов АвтоВАЗа быть чуть лояльнее в ее ценообразовании: прибавка составила 17,7%. Но абсолютная средняя цена на самую дешевую машину нашего рынка в 723 тысячи рублей выглядит откровенно завышенной. Во время дебюта на рынке в 2011 году эта модель привлекала прежде всего ценой – от 240 тысяч рублей.
Разместившийся в рейтинге между двумя автомобилями Lada кроссовер Kia Sportage прибавил примерно столько же – 18%. Но в абсолютных цифрах он стоил 2,25 миллиона рублей, лишь немногим дешевле K5. И наконец, замыкает десятку наиболее подрожавших моделей Nissan Qashqai (2,06 млн., +17,4%).
В целом, несложно заметить, что в первой десятке рейтинга наибольшим «аппетитом» продавцов в 2021 году отметились восемь родственных моделей по альянсу Renault-Nissan-АвтоВАЗ и две Kia.
В то же время нельзя сказать, что на фоне дефицита упускали свою прибыль представители и других популярных марок. Так, Hyundai Creta (13 место в списке) в прайс-листах прибавила в среднем 15,9% – до 1,53 миллиона рублей. С одной стороны, явно меньше других популярных кроссоверов. Однако на очень высоком спросе по Creta щедро зарабатывали многие дилеры, часто продавая ее выше двух миллионов рублей.
Одной-двумя строчками выше расположились Kia Rio Х и Lada Niva Travel – прибавка по 16%. Нашли здесь место и две модели Skoda: Rapid (1,2 миллиона, +15,8%) и Karoq (1,88 миллиона, +14,2%). И наконец, в тот же топ-20 попали еще две Kia – седан Rio и кроссовер Seltos, Toyota Camry, Lada X Ray и Renault Arkana. Рост их ценников за год в среднем составил от 13,4% до 15,7%.
Компенсировать потери 2021 года
Для большинства покупателей ситуация с ростом цен в авторитейле наверняка выглядит угрожающе. Среди топ-20 моделей нашего рынка не нашлось ни одной, которая бы подорожала меньше, чем на 13%. Но особенно сильно удручает ценообразование на модели, которые изначально задумывались своими создателями как предельно бюджетные.
Так, по техническому заданию, полученному специалистами Renault в 2004 году, им поручалось спроектировать для рынков восточной Европы доступную модель в рамках бюджета в 4 000 евро. После этого на свет появились Logan и Sandero. До девальвации рубля осени 2014 года любую из этих моделей можно было приобрести в России за 400 с небольшим тысяч рублей.
Стоит также вспомнить, что еще три-четыре года назад Niva Legend, носившая тогда название Lada 4х4, продавалась примерно за 500 тысяч рублей. Нынешний подход к ценообразованию самого дешевого вседорожника нашего рынка может отпугнуть от него многих бывших поклонников. Да и в целом та активность, с какой многие дистрибьюторы ринулись переписывать ценники, достойна лучшего применения.
Некоторые модели автомобилей только вместе с боем курантов уже подорожали не на привычные для прошлых лет 2-3%, а чаще на 4-6%. Все это говорит о том, что дистрибьюторы будут и дальше таким образом стараться компенсировать те финансовые потери, которые получили при падении объемов продаж в 2021 году. Дилеры также едва ли умерят «аппетиты». Как не будет решена и основная проблема на рынке (дефицит машин из-за нехватки полупроводников). Поэтому в первом квартале мы, вероятнее всего, увидим рост цен на автомобили на 10-15%.