При этом машины Lada продемонстрировали рекордное подорожание за год, а «китайцы» включились в ценовую гонку
Эксперты Банкавто (цифровая платформа РГС Банка) проанализировали статистику изменения цен на популярные новые автомобили по итогам января 2022 г и в годовом выражении. В лидеры по росту цен вырвались корейские Hyundai Solaris и Hyundai Creta, а наиболее устойчивым к инфляции оказались «японки» Nissan Qashqai и Nissan X-Trail, ценник на которые не изменился в первый месяц зимы. При этом рекордную динамику как в ежемесячном, так и в годовом выражении демонстрирует российский бренд Lada, ряд моделей которого привычно держатся в десятке максимально дорожающих авто. Примечательно, что среди «китайцев» в ценовую гонку включился Haval Jolion.
Корейские модели Hyundai Solaris и Hyundai Creta показали наиболее высокую динамику роста цен по итогам января 2022 года по сравнению с декабрем 2021 года среди топ-25 наиболее популярных машин в России. За первый месяц года стоимость Solaris поднялась на 50 тыс. руб., до 1,119 млн руб. (+4,68%), а Creta стала дороже на 60 тыс. руб., достигнув отметки в 1,588 млн руб. (+3,92%).
Следующие позиции в рейтинге наиболее прибавивших в цене популярных авто за месяц заняли три модели ведущего российского бренда Lada - Vesta, Granta, XRay, которые выросли в цене на 40,2 тыс. руб. (+3,73%), 23,5 тыс. руб. (+3,25%) и 32 тыс. руб. (+3,23%) соответственно (до 1,117 млн руб., 746 тыс. руб., 1,024 млн руб.).
Стоит также обратить внимание, что на шестое место ценового рейтинга попала самая популярная китайская модель на российском рынке - Haval Jolion (занимает 18-е место в общем списке лучших автомобильных продаж января в России по данным АЕБ). За месяц она увеличилась в цене на 50 тыс. руб., до 1,674 млн руб. (+3,08%). Это говорит о том, что если ранее китайским автопроизводителям удавалось лучше других участников рынка придерживать рост ценников, то сейчас они начинают отпускать поводья ценовой гонки.
Одновременно в январе некоторым производителей удалось дотянуться до педали тормоза в отношении ценового ускорения. К ним относится часть модельного ряда Renault: кроссоверы Kaptur и Arkana подросли в стоимости менее, чем на один процент. А вседорожникам Nissan Qashqai и Х-Trail и вовсе удалось временно заморозить рост цен.
В среднем же рост цен на топ-25 наиболее продаваемых моделей в России в январе составил 2,17%.
«Золото» за годовой прирост цен достаётся Lada
Интересные результаты показала статистика увеличения цены в январе текущего года по сравнению с январем 2021 г. Тут рекордную динамику демонстрирует российский бренд Lada, модели которого занимают четыре из первых десяти позиций и подорожали в годовом выражении от 17% до 26%.
Так, первое место среди наиболее подорожавших авто за год оказалось у Lada Largus, которая в январе 2022 г. по сравнению с январем 2021 г. выросла в цене более чем на четверть или на 200 тыс. руб., до отметки в 977 тыс. руб. (+25,83%). На второе место взлетел немецкий кроссовер Volkswagen Tiguan, у которого за год ценник оказался переписан на дополнительные 507 тыс. руб. до 2,716 млн руб. (+22,9%). Третье и четвертое место достались ходовым вседорожникам Hyundai Creta и Renault Duster, которые за год стали дороже на 294 тыс. руб. и 255 тыс. руб. соответственно (+22,67% и +22,37%).
При этом еще три модели Lada заняли пятое, шестое и седьмое места. Это Granta, Vesta, Niva, цены на которые увеличились соответственно на 124 тыс. руб., 180 тыс. руб. и 154 тыс. руб. (плюс 19,8%, 19,1%, 18,7%). В частности, средняя цена модели Lada Vesta достигла 1,117 млн руб. и почти догнала стоимость своих ближайших конкурентов Kia Rio и Hyundai Solaris. Это стало одной из причин того, что модель Vesta в январе уступила абсолютное лидерство на российском автомобильном рынке корейской Kia Rio (с разницей в продажах на 250 автомобилей). Впрочем, первенству корейской модели способствует и тот факт, что эта машина все чаще в нужном количестве поставляется на склады, тогда как у производителей Vesta это получается далеко не всегда.
По оценкам экспертов Банкавто, опережающий рост цен на автомобили Lada с одной стороны связан с общей тенденцией удорожания автомобилей. С другой стороны, руководство АвтоВАЗа ранее уже заявляло о том, что оно намерено двигать свои автомобили в сторону более высокой ценовой категории. Кроме того, в последние месяцы ведущий российский автопроизводитель особенно страдает от дефицита чипов, из-за чего на рынке достаточно остро ощущается нехватка автомобилей Lada, толкающаяся цены на них вверх. Одновременно завод переводит производство Lada на единую платформу альянса Renault-Nissan, что требует от автопроизводителя дополнительных инвестиций.
В-класс дорожает быстрее
Самыми дорожающими автомобилями с точки зрения разделения по классам в начале текущего года остаются модели В-класса, которые в январе в среднем оказались в большей степени смещены в верхнюю часть рейтинга. За последние 12 месяцев, помимо упомянутых моделей Lada, значимое повышение цен продемонстрировала та же Hyundai Solaris, которая, возглавив рейтинг по итогам января 2022 года, подорожала за год на ощутимые 165 тыс. руб. до 1,119 млн руб. (+17,29%).
Второй самый дорожающий класс автомобилей – это кроссоверы. Помимо упомянутых выше Volkswagen Tiguan, Hyundai Creta и Renault Duster, обращает на себя внимание заметное удорожание модели Nissan Qashqai, которая хоть и затормозила прибавку в цене в январе, но всё равно по сравнению с январём прошлого года оказалась дороже на 305 тыс. руб. до 2,058 млн руб. (+17,38%). Также ближе к верху таблицы остаются такие вседорожники, как Lada XRay и Kia Seltos.
Устойчиво наращивает ценник и самая популярная модель на российском рынке в классе больших седанов - Toyota Camry, которая по итогам года подорожала на 348 тыс. руб. до 2,579 млн руб. (+15,61%). В данном случае она отыгрывает подорожание своего главного конкурента – корейской модели Kia K5, которая в конце прошлого года сильно росла в цене.
Ценовые войны
В ближайшие месяцы тенденция роста цен на автомобили в России сохранится. В том числе это связано с усилением колебания курса российской национальной валюты на фоне острой геополитической ситуации. Сильное давление на цены также продолжает оказывать дефицит автомобилей на рынке, который, по оптимистичным прогнозам, начнет спадать к концу лета текущего года, а скорее всего продлится до 2023 года.
Вызов для автопроизводителей сейчас заключается в том, чтобы успешнее сдерживать цены по сравнению со своими конкурентами, предотвращая возможную переориентацию потребительского внимания. В нише самых популярных кроссоверов SUV-C в данный момент в выгодной ситуации оказывается японский производитель Mitsubishi, который за год сумел показал минимальный прирост цены своей популярной модели Outlander: цена этой машины за год выросла только на 7,73% на дополнительные 176 тыс. руб. (до 2,465 млн руб.). Хотя в ближайшее время стоимость Outlander может начать расти быстрее, особенно после ожидаемого выхода на российский рынок нового поколения этой модели.
В сегменте популярных автомобилей B-класса в более выгодном положении сейчас находится модель Renault Logan, которая в январе очутились на последнем место по приросту цены в своём классе. По некоторым данным, в дилерских центрах сейчас этих автомобилей достаточно, поэтому при условии продолжающегося медленного роста цены покупатели с высокой степенью вероятности в ближайшем будущем будут скорее останавливать свой выбор на этой машине, чем приобретать стремительно дорожающие Hyundai Solaris или Lada Vesta.