С 7 по 10 апреля в Ярославской области прошел семинар для 49 музейных специалистов — полуфиналистов VIII грантового конкурса «Меняющийся музей в меняющемся мире». Семинар собрал профессионалов со всей страны и помог им доработать свои идеи в сфере музейного проектирования.
По словам Натальи Самойленко, заместителя генерального директора Благотворительного фонда В. Потанина и руководителя программы «Меняющийся музей в меняющемся мире», «насыщенная программа семинара позволила в течение нескольких дней окунуться в атмосферу профессионального общения. Сотрудники музеев общались между собой и с экспертами, на одной площадке встречались проектанты из больших и маленьких музеев, находящихся в разных концах нашей страны. Музейные специалисты получили возможность доработать свои проекты, а совместный анализ проектных заявок помог устранить недочеты и найти оптимальные решения. Конкуренция участников конкурса отошла на второй план, и главным стала атмосфера сотрудничества».
Семинаром руководил Сергей Градировский, а ведущие эксперты в сфере музейного проектирования координировали работу в малых группах, проводили консультации, а также представляли актуальные музейные практики. В рамках экспертной сессии «Музей и общество. Основные контексты деятельности музея сегодня» обсуждались европейские стандарты коммуникации музея с обществом, новые формы работы с посетителями и с коллекциями, варианты партнерства и активность музеев в сетевом пространстве. Музейные специалисты обсуждали потребность в развитии музейного дизайна, интерактивные формы работы с наследием и актуальные образовательные программы.
Один из наиболее острых вопросов: какие аудитории нуждаются в музеях? К каким посетителям музеи еще не готовы? К примеру, для многих музеев семьи — посетители неожиданные и совсем не подходящие под привычный формат «группы». Если раньше образованием и досугом детей занималась преимущественно школа, то теперь родители сами решают эти задачи. И музей может стать площадкой для нового семейного образовательного процесса, где может быть интересно всем возрастам. Другой пример — подростки и молодежь, с которыми музеям традиционно нелегко работать. Какие проекты могут заинтересовать такую сложную аудиторию? Музей вынужден искать точки взаимодействия. А программ для мигрантов в отечественных музеях и вовсе не встретишь — хотя это тоже аудитория.
Программа семинара включала и реальное знакомство с успешными музейными практиками: полуфиналисты конкурса посетили Ярославский государственный музей-заповедник и познакомились с опытом реализации проекта этого музея, победившего в конкурсе в 2009 году. Участники семинара также получили возможность развить навыки коммуникации с различными целевыми аудиториями на тренинге «Мастерство убеждения: навыки эффективной презентации проекта».
Ответы на вопросы, затронутые на семинаре, музейные специалисты будут искать в своих проектах. Имена победителей VIII конкурса «Меняющийся музей в меняющемся мире» будут названы в середине июня.