Вчера в Ярославле состоялся авторский тренинг Максима Поташёва по принятию решений. Перед тренингом корреспондентке портала «Ярком» удалось пообщаться со знатоком клуба интеллектуальных игр: «Что? Где? Когда?» и культовой фигурой интеллектуальной России 90-х годов. Максим рассказал читателям портала Ярославля Ярком.ру о своём уникальном тренинге, играх и своём восприятии Ярославля.
- Приветствую, Максим Оскарович! Первый вопрос будет связан непосредственно с играми «Что? Где? Когда?». Как вы относитесь к тому, что у вас есть опередлённый образ? Вот Боярский для всех – Д`Артаньян, а вас воспринимают как знатока, интеллектуала.
- Это данность, это часть меня и это нормально. Я это принимаю.
- С оглядкой на все годы за игровым столом, что это для вас: просто игра или же хобби, профессия, а, может быть, и призвание?
- Игра – хобби и образ жизни. Кстати, об игре, что здесь хочется сказать: игра увлекает. Подсаживаешься, как на иглу, многие, кого я знаю, погружены в неё десятилетиями, и ничего другого больше не знают. Игра для меня – лишь часть моей жизни, есть ещё работа, семья. Думаю, мне удаётся их сочетать.
- Хочется спросить о связи эпохи и интеллектуалов. Как вы считаете: в 90-е было больше умных людей или их больше сейчас, в первой четверти века XIX? Или же это от эпохи никак не зависит и число умных людей перманентно?
- Во-первых, ум и интеллект – слова, имеющие разный смысл. Интеллигентный человек – тот, который много знает. Но он не обязательно умён. А человек умный может знать мало, но обладать природной смекалкой, мудростью, и это позволит ему эффективно решать непростые задачи, которые постоянно подкидывает жизнь. А в целом, я считаю, что человечество от года к году умнеет. Необходимо уметь обрабатывать информацию – и это навык. А, значит, его можно натренировать. Это в нас само развивается под давлением обстоятельств. Молодёжь, я убеждён, сейчас более образованная, нежели когда я был молодым. Сегодня найти информацию проще людям, которые хотят развиваться. Кто хочет – тот и пользуется этим. У меня есть отдельный тренинг на эту тему, он так и называется: «Эффективная работа с информацией». Западное общество, кстати, «заточено» на успех узких специалистов, у нас же в традиции широкий план мышления: сочетание различных дисциплины, что и даёт синергию. Не зря все выдающиеся открытия получаются именно на стыке наук, в чём мы всегда и были сильны, особенно раньше.
- Мы – Ярком.ру – всё же интернет-портал, ресурс режима «онлайн». Поэтому хочется узнать, как вы воспринимаете интернет? Доступность информации – это здорово, но здесь есть множество подводных камней: перенасыщенность информационного поля, отсутствие авторитетных источников… Что вы можете сказать на этот счёт?
- Доступность информации - это и благо, и проклятие. Подарил в прошлом году сыну электронную книгу, он просил. Счёл неверным подарить её пустую, «голую». Потратил некоторое время на то, чтобы закачать туда книги, достойные прочтения, какие приходили в голову. Вот у меня в его возрасте не было такого лёгкого доступа ко всем собраниям Жюля Верна, например. Но доступ к публикациям сейчас открыт для всех, что может привести к тиражированию вещей вредоносных. Так, «информационный вирус» - понятие, сформулированное Игорем Ашмановым, может быстро захватить массы. Сопротивляемость информационному влиянию в советском человеке была воспитана, вакцинирована. Сейчас с этим сложнее, особенно у молодёжи. Это нужно прививать. Информация может быть использована не в самых благовидных целях и даже не со зла, а людьми, свято убеждёнными в её верности. Например, теория новой хронологии Фоменко – выдающегося математика, но в истории он не слишком разбирается…
- А разделяете ли вы хобби на интеллектуальные и совсем не интеллектуальные? Судите ли вы об интеллекте человека, его эрудиции по его увлечениям?
- Интеллект и эрудиция - не синонимы. Интеллект – это скорее умение быстро извлекать из памяти нужную информацию и использовать её верно, а не кругозор как таковой. Хобби – вообще вещь хорошая, положительная. Важно, чтобы у человека оно было, а не только работа и семья. Люди, не имеющие увлечений, обычно менее счастливы в плане творчества, самореализации.
- Я сама постоянно играю в ярославском клубе любителей интеллектуальных игр, в связи с этим вопрос: что должно предпринимать государство для поддержки молодых эрудитов?
- Сложный вопрос. Государство итак поддерживает молодых и талантливых. У нас в стране есть множество творческих конкурсов. Месяц назад я был в Самаре на форуме «Айти Волга»: мне понравилось. Там были разнообразные молодые люди: конструкторы, программисты, даже группа православных. Внеклассное образование у нас в стране меня устраивает: есть столько кружков и клубов по интересам. Но что хотел бы улучшить лично я, так это основное наше образование – школьное. В целом я доволен школой, в которую ходят мои дети. Мне нравятся учителя. Но вот к программам, по которым школьники занимаются, у меня большие вопросы.
- Всё же вы в Ярославле сегодня оказались по вполне определённому поводу: проведение вашего авторского семинара по принятию решений. Понятно, что вся наша жизнь - это цепочка решений, и такой навык необходим каждому. Всё же, какова непосредственная целевая аудитория вашего семинара?
- Целевая аудитория разная. Во-первых, корпоративная - то, что касается топового и мидл-менеджмента. Со мной работали «Газпром», «М-видео», «Джонсон и Джонсон», у меня есть в этом опыт. Идея семинара возникла тогда, когда ко мне обратился крупнейший грузовой перевозчик Европы – они не были уверены, что их топ-менеджмент эффективно принимает решения. Это первая категория лиц, кому мой семинар интересен. Вторая категория – круг лиц самый широкий: от студента до пенсионера – это востребовано, каждый может что-то для себя в нём найти. Это показали мои семинары, которые я провёл уже от Калининграда до Владивостока. Гарантий по каждому конкретному решению здесь, конечно, нет. Но общая удовлетворённость принятыми решениями может возрасти!
- Вы сегодня упоминали уже интердисциплинарность. А ваш семинар: он на стыке наук, дисциплин?
- Да, особенность моего семинара заключается как раз в том, что он совмещает психологический подход к принятию решений и подход с точки зрения менеджмента – особенно что касается коллективных решений. На эту тему написано много хороших книг, но в основном они построены исходя из первого или второго метода, в этом их особенность и недостаток, на мой взгляд. Я же рассматриваю их вместе, как две стороны одной медали, комплексно. В принятии решений эмоциональное соседствует с рациональным. На стыке и находится принятие решений.
- А что вы скажете об интернете как канале коммуникации, который даёт поистине широкий охват? Вы ездите по городам с семинарами, не проще ли создать свой сайт, набрать аудиторию читателей и подписчиков, выпустить электронную книгу, а лучше несколько и продавать их? Разве это не проще и эффективнее?
- Интернет – это хорошо, но это не панацея. Он не решает всех задач. Я предпочитаю формат живого общения. Это востребовано, кстати. У меня есть опыт проведения вебинаров. Я, может быть, старомоден, но когда коммуникация виртуальная, то многое теряется. Важно видеть глаза людей. Я не отметаю современные методы и форматы, но вот к дистанционному образованию, например, я отношусь с осторожностью. Сейчас можно пройти любые тренинги в Интернете. Слушатель не знает, насколько достоверно то, что ему рассказывают, кто рассказчик.
- По традиции, спрошу вас о Ярославле. Бывали ли вы у нас ранее?
- В Ярославле я давно не был. 10 лет.10 лет назад я здесь вёл Чемпионат мира по игре «Что? Где? Когда?» Поэтому поездку помню, у меня, кстати, пока я тут был, сыновья родились (у Максима Поташёва близнецы – прим. ред.) Поэтому я к Ярославлю не могу относиться равнодушно.
- А что вам в нашем городе показалось особенно примечательным?
- Все русские города так или иначе похожи друг на друга, но всё же у каждого своё лицо. И у Ярославля оно есть. Мой ответ: Стрелка.
Корреспондент: Алёна Фомкина, специально для Ярком.ру