Китайские автопроизводители наращивают свои дилерские сети в России на фоне рекордного роста продаж. Эксперты Банкавто (цифровая платформа РГС Банка) прогнозируют, что до конца текущего года число шоурумов китайских машин может увеличиться минимум на 10-12%: с нынешних 715 до порядка 800 салонов.
Впервые за последние несколько лет российский авторитейл показал прирост дилерской сети: по подсчетам АвтоБизнесРевю, по итогам 2021 года число открытых автосалонов в РФ превысило число закрывшихся на 40 единиц и достигло 3623 шоурумов.
Наиболее динамично за последний год развивались дилерские сети китайских автопроизводителей. Из топ-10 брендов, открывших в 2021 г. больше всего шоурумов, шесть оказались китайскими компаниями. Так, абсолютным лидером здесь стала Chery, которая сумела увеличить своё присутствие на российском рынке на 37 новых автосалонов. Таким образом, общее число торговых точек этого бренда в РФ достигло 135.
С ней же связано и третье место в рейтинге: речь идет о премиальном суббренде Chery – бренде Exeed, число новых шоурумов которого в ушедшем году составило внушительные 25.
Среди других китайских автомобильных компаний, которые в ушедшем году существенно нарастили свои розничные сети, оказались FAW (+20 шоурумов), Haval (+19), оказавшиеся на четвертом и пятым местах, а также Geely (+12) и Changan (+10), занявшие девятое и десятое места рейтинга.
Активное развитие розничных сетей китайских автомобилей, безусловно, связано с бурным ростом их продаж: по данным АЕБ, по итогам 2021 г. авто из КНР были проданы в общем количестве более 115 тыс. единиц, заняв 7% всего российского рынка. А в январе 2022 года доля китайцев на авторынке увеличилась уже до 10,5%. Специалисты Банкавто прогнозируют, что в текущем году рост продаж автомобилей из КНР продолжится, а по итогам 2022 года их доля может как минимум удвоиться, составив 14-16% от всех продаж новых машин в РФ.
Впрочем, статистику китайским автодилерским сетям немного портят уходящие с российского авторынка китайские бренды. К ним относятся такие марки, как Lifan и Zotye, которые, сворачивая свои продажи в РФ, закрыли в прошлом году 13 и 12 салонов соответственно. Также фактически сошли на нет в прошлом году продажи китайских Brilliance и Foton в России — остатки автомобилей распродаются сегодня дилерами с приличным дисконтом. Так что с учетом завершения дилерских контрактов рядом компаний из Поднебесной сеть автопроизводителей из КНР будет скорее расти в 2022 году умеренными темпами, а её прирост составит в районе 10-12% и достигнет порядка 800 шоурумов к концу года (с 715 по итогам 2021 г.).
Дополнительным сдерживающим фактором развития розничных сетей для китайских автопроизводителей выступит процесс насыщения дилерских предприятий в крупных регионах. Например, у Chery число автодилеров в Москве уже составляет 20, да и у Haval приближается к двум десяткам, что уже является критичным для нынешних объемов продаж этих производителей, и в ближайшее время заставит их «потолкаться локтями» на столичном рынке.
Говоря о других участниках рынка, стоит отметить, что вторым по числу прироста дилерских сетей в России стал бренд Chevrolet, которому General Motors недавно разрешили под американским брендом продвигать продукцию узбекского совместного предприятия UzAuto Motors. В связи с этим узбекский автопроизводитель реформирует свою дилерскую сеть, чем и объясняется столь значимый рост её участников.
Увеличение розничных сетей ГАЗ и Ford LCV (+19 и 15 дилерских центров) связано с общим ростом сегмента легких коммерческих автомобилей в России и со стремлением ведущих брендов закрепить свои рыночные позиции.
Что касается японской Subaru, заметный прирост в 14 новых салонов в России этой марки в ушедшем году имеет связь с действиями импортера марки в РФ – японской компании Sojitz Corporation. Весной 2021 года она выкупила девять салонов у «Автохолдинга РРТ» в Санкт-Петербурге, Архангельске, Вологде, Воронеже, Мурманске, Петрозаводске и Ярославле, открыла новый центр в Иванове, а в декабре ушедшего года перекупила у компании «У Сервис Санрайз» еще три дилерских центра в Москве.
Что касается прогноза по развитию общего числа автодилерских центров в России в наступившем году, то скорее всего их число останется на уровне нынешних 3,6 тыс. Существенных предпосылок для значимого роста продаж новых автомобилей в 2022 году не наблюдается, а у дилерских предприятий по-прежнему стоят задачи сохранить избыточные мощности авторитейла, которые в своё время закладывались с ожиданиями того, что ежегодная ёмкость российского автомобильного рынка будет достигать показателей в 3-4 млн единиц.