Церковь Вознесения Господня — одна из самых известных достопримечательностей Ярославля, в которой словно в зеркале отражается история родного края. За время своего существования этот храм перенёс более десятка перестроек и реконструкций, несколько крупных пожаров и даже бомбовый обстрел. Пройдя через трудные времена, он смог сохранить главное — своё духовное наполнение и святость, придающие силы всем верующим ярославской земли. Помимо религиозного значения, эта церковь имеет и огромную художественно-историческую ценность. Располагаясь в самом центре Ярославля, она гармонично вписывается в современный городской пейзаж, придавая ему особый колорит.
Свою историю Вознесенско-Сретенский храм (а именно так правильно называется этот храмовый комплекс) начинает в далёком XVI веке. Из источников известно, что тогда на этом месте располагалась деревянная церковь во имя Вознесения Господня. Её построил богатый ярославец греческого происхождения Василий Кондаки в ответ на попытки «иноверцев» возвести в его родной слободе католический костёл.
Позже деревянное строение было уничтожено в огне страшного пожара, случившегося в городе в августе 1667 года. А уже через десять лет, в 1677 году, на месте горевших церквей началось строительство нового каменного храма. Оно было закончено в 1682 году. Храм имел характерный для местной школы крестово-купольный план, а его главы венчались пятью куполами.
В 1691 году вблизи него появилась новая Сретенская церковь, ставшая частью храмового комплекса. Она была тёплой, то есть подходившей для отправления богослужений в холодное время года. До наших времён сохранилась только её трапезная. Остальное относится к более поздним переделкам.
В 1745 году в комплексе появилась четырёхъярусная колокольня. Деньги на её постройку выделил купец Гурьев. Он же позаботился и о новых фасадах для тёплой Сретенской церкви. Первоначально они были каменными, а после переделки приобрели более пышный вид в стиле екатерининского барокко.
Главный храм Вознесенского прихода тоже менялся: там с 1677 по 1918 годы появлялись новые архитектурные элементы. Так, в 1706 году было завершено строительство придела в честь Соловецких святителей, а в 1810 году здесь был освящён придел во имя иконы Богоматери Всех Скорбящих Радость.
Над внутренним убранством памятника архитектуры работали лучшие мастера своего времени. В 1736 году стены главного храма расписала артель Алексея Соплякова, а в 1790 году новый иконостас и росписи появились в тёплой церкви. Периодически внутренняя живопись обновлялась. Так, в 1825 году реставрацией росписей занимался известный ярославский иконописец В.В. Сарафанников, который до этого обновлял фрески в церкви Ильи Пророка. Частично исторические интерьеры дошли и до нашего времени.
Трудные времена для храмового комплекса начались в 1918 году, когда он сначала был значительно повреждён во время белогвардейского мятежа полковника Перхурова, а потом, по распоряжению советского правительства, и вовсе переделан под трамвайный парк. Многие элементы исчезли или разрушены. Колокольня, к примеру, перестала существовать совсем.
Восстановление значимого памятника православной культуры началось в 2000-х годах, когда он был передан Русской православной церкви. Реставраторы постарались максимально воспроизвести его исторические особенности. Благодаря сохранившимся документам это сделать удалось.
Сейчас церковь Вознесенская на ул. Свободы полностью восстановлена, в ней проходят службы по православному обряду.