Здание вокзала Ярославль-Главный занимает особое место среди достопримечательностей Ярославля. С одной стороны, этот архитектурный комплекс примечателен как памятник современного монументального искусства, а с другой, он является своеобразным связующим звеном, соединяющим областной центр с другими территориями бескрайней страны. Нередко вокзалы сравнивают с воротами, открывающими вход в город, или с эпиграфом, прочитав который можно составить представление о книге. С этими метафорами сложно не согласиться.
Каждый гость, прибывающий в Ярославль по железной дороге, начинает знакомство с городом именно с вокзального комплекса. На сегодняшний день он является одним из крупнейших в стране и самым большим в пределах Северной железной дороги. Вокзал ежедневно принимает и отправляет десятки пар грузовых и пассажирских поездов. Его пассажировместимость составляет более 2000 тысяч человек. Но так было не всегда.
Трудно представить, что всего полвека назад на месте торжественного здания с башенкой и часами располагалось невзрачное строение билетных касс с небольшим залом ожидания.
История Ярославля-Главного началась в конце XIX века с маленькой станции под названием «Всполье». Она была совершенно ничем непримечательна. Даже само название «Всполье» (заброшенная местность, за полем, край поля) выдавало её второстепенную роль. Всё изменилось в 1913 году, когда был открыт железнодорожный мост через Волгу, прозванный в народе императорским. Он обеспечил долгожданное транспортное сообщение между Москвой и северными территориями страны. Всполье находилось на стыке железнодорожных путей, ведущих из столицы на север. Роль станции возрастала ежедневно. В годы Великой Отечественной войны Ярославль-Главный (а именно такое название вместо прежнего «Всполье» было закреплено за крупным железнодорожным узлом) имел стратегическое значение. С него отправлялись составы для Северо-Западного, Северного и Калининского фронтов.
В послевоенный период на станции начинаются масштабные строительные работы. В 1952 году под руководством архитектора В. Панченко здесь возводится новое здание вокзала. Созданное в духе «сталинского ампира», оно вышло довольно торжественным и помпезным. Центральный объём здания украшают большие арочные окна и аркада с коринфскими колоннами. Передний и боковые фасады были декорированы лепниной и символикой Советского государства. Завершается здание четырёхугольной башенкой с часами и острым шпилем.
Спустя пару десятилетий в архитектурном комплексе вокзала появляются ещё два сооружения — здание билетных касс и подземный переход, ведущий к железнодорожным платформам. Билетные кассы были построены в 1977 году. Это сооружение кардинально отличалось от «старого вокзала». Оно не имело столь интересных архитектурных форм и было полностью лишено декора. Функциональность и простота стали его главными характеристиками.
В 2008 году в вокзальном комплексе Ярославль-Главный появилась новая достопримечательность — памятник Савве Мамонтову. Великий промышленник и меценат прославился как создатель Северной железной дороги. Его бронзовая фигура величественно возвышается на постаменте на фоне карты магистрали, строительство которой он начал. Этот подарок городу и его жителям был сделан СЖД в год 140-летия дороги.
Промышленно-архитектурный облик вокзала постоянно обновляется. В связи с развитием скоростного движения здесь появляются новые платформы, хорошеет привокзальная площадь. Словом, эта достопримечательность города находится в постоянном развитии.