Церковь Рождества Иоанна Предтечи заслуженно называют одной из главных достопримечательностей Углича и выдающимся памятником русского церковного зодчества. Храм поражает совершенством архитектурных форм и богатым убранством. Внешне он обильно украшен изразцами и изящной каменной резьбой. В сочетании с гармоничными пространственными линиями замысловатый декор придаёт зданию праздничный вид.
Однако история создания святыни связана отнюдь не со светлым событием. Собор построил в конце XVII века местный купец Никифор Чеполосов в память о своём невинно убиенном сыне Иване. Шестилетнего мальчика подверг издевательствам, а потом зарезал приказчик Никифора по прозвищу Рудак. Убийцу вместе с женой уже хотели казнить, но во сне родителям явился Иван и попросил их простить. Рудак был помилован, а неподалеку от Воскресенского монастыря заложили новый храм. Посвятили его небесному покровителю мальчика — Иоанну Предтече. Этого святого особо чтили в Угличе. Наряду с Девой Марией и Иисусом он, по мнению угличан, составлял Святую Троицу. Дело в том, что жители города, как и многие северяне, неправильно трактовали образ из Священного писания. Вместо триединства ипостасей Божьих они в Троице видели привычных для себя людей.
Храм Рождества Иоанна Предтечи строили по новой технологии, без привычных для русской храмовой архитектуры столпов. Внутреннее пространство перекрывалось сомкнутым сводом. Основной объём венчают пять глав. Слева и справа собор окружён приделами. Один из них посвящён Симеону Столпнику, другой — Иоанну Предтече. В зимний период он исполнял роль тёплой церкви.
Уже говорилось, что храм выглядел очень нарядно. Торжественность ему придавали архитектурные элементы и внешний декор. С южной стороны его главным украшением стало крыльцо. Его острую четырёхскатную крышу поддерживали фигурные столпы. Венчалось крылечко маленькой луковичной главкой. По всему периметру здание опоясывал яркий пояс, составленный из муравленых изразцов. Достаточно крупные по размеру, они изображали цветочный орнамент. Такими же изразцами в несколько рядов были украшены световые барабаны собора и его карниз, расположенный под самой крышей.
А вот окна декорированы иначе: их окружают затейливые белокаменные наличники. По бокам они изображают объёмные колонны, а сверху — парные кокошники в древнерусском стиле. В межоконном пространстве вновь можно увидеть уже знакомые изразцы.
В одном стиле с основным храмом была построена и шатровая колокольня. Её ложно выложенные ярусы и арочные проёмы обильно украшены белокаменной резьбой. Не совсем типично для русской архитектуры, что к колокольне пристроено крыльцо. Оно имеет настолько сказочный вид, что известный русский художник Николай Рерих изобразил его на своём полотне «Углич».
Внутреннее пространство оформлено фресковой росписью. Автором сюжетов на библейские темы стал Дмитрий Григорьевич Буренин. Этот угличский живописец обладал весьма оригинальной манерой письма. Свои картины он исполнял в светлых тонах.
Примечателен храмовый иконостас. Он составлен из икон прославленных русских мастеров. Оклады к ним были выложены золотом.
В 1935 году церковь Рождества Иоанна Предтечи в Угличе закрыли. Существовали проекты по ее уничтожению. Но культурно-исторический памятник удалось отстоять. Реликвии, находившиеся в нём, передали в музейные экспозиции, где многие из них находятся до сих пор. В 1970-х годах собор был отреставрирован. Сейчас он находится в прекрасном состоянии. Порядок в храме поддерживается братией Воскресенского монастыря, в ведение которого была передана святыня.