Церковь Рождества Христова — особенная достопримечательность Ярославля. Её уникальность состоит в необычной истории создания и оригинальных архитектурных решениях. Храм строился около десяти лет разными поколениями одной семьи. В его оформлении впервые были применены ранее не использовавшиеся виды декора. А некоторые элементы архитектурного ансамбля и вовсе не имеют аналогов среди произведений русского церковного зодчества. Собор сохранился до наших дней в первозданном виде. Поэтому сейчас каждый ценитель прекрасного может им полюбоваться.
Строительные работы начались в 1636 году на месте, где раньше располагался деревянный храм. Согласно летописным источникам, в нём ярославцы в начале XVII столетия прятали от литовских завоевателей икону Казанской Божьей матери. Стены собора уберегли реликвию от интервентов. Потом здание обветшало, и местные купцы Назарьевы решили возвести на его месте дивный собор. По их замыслу храм должен был получиться не хуже, чем церковь Николы Надеина, отстроенная купцами Светешниковыми. Назарьевы были очень богатыми и влиятельными людьми. За заслуги перед государством царь Михаил Романов даровал им «особую милость». Благодаря ей купцы стали называться «государевыми гостями». Этот статус позволял Назарьевым заключать сделки с иностранцами, пользоваться торговыми льготами, бывать при царском дворе.
Но капиталов Гурия Назарьева хватило лишь на то, чтобы выстроить центральный храм. Он получился простым и одновременно нарядным. Каменный куб на подклете был увенчан пятью главами. В его основе лежал крестово-купольный план, традиционный для ярославских церквей XIII-XVII веков. Однако создатели собора в эту простую композицию сумели привнести новое звучание. Стены церкви Рождества Христова были украшены каменным декором. По ним шли горизонтальные полосы ширинок с квадратным орнаментом. На апсидах была сделана изящная лепнина. Окружность барабанов украшал аркатурно-колончатый пояс.
Но самым необычным декоративным элементом стали муравленые изразцы. Тогда ни один из ярославских соборов не мог похвастаться таким удивительным украшением. Современники говорили, что Гурий привёз изразцы с востока. Их керамическую основу поливали специальным покрытием, отчего они становились блестящими и сияющими. К слову, заморская придумка очень понравилась ярославцам. С тех пор многие местные храмы украшались таким способом.
Продолжили дело отца его сыновья. У святыни появились приделы и новые галереи, а над центральными воротами комплекса отстроена шатровая колокольня. Она выдавалась не только своей высотой (38,34 м), но и уникальной архитектурой. В её основе лежал массивный четверик, а выше располагались галереи и стройный шатёр с миниатюрной главкой. Во втором ярусе колокольни была устроена церковь Гурия, Самона и Авива. По красоте и изяществу этому архитектурному сооружению нет равных. По заказу братьев Гурьевых ярославские мастера расписали интерьеры церкви.
Со временем храм Рождества Христова претерпел существенные изменения. Позакомарные покрытия в XVIII веке заменили на четырёхскатную крышу, а в XIX веке основной собор лишили четырёх глав, оставив лишь центральный купол. После установления советской власти уникальную церковь и вовсе закрыли. В конце 1920-х годов её передали в ведение музея-заповедника. Научные сотрудники приложили немало сил, чтобы восстановить бесценный памятник церковного зодчества. Им даже удалось вернуть похищенные из храма иконы. Один из российских коллекционеров выкупил их на европейском аукционе и возвратил собору.
На сегодняшний день церковь Рождества Христова находится в хорошем состоянии и готов принять всех желающих.