Создатели церкви Иоанна Златоуста в Коровниках воплотили в своём творении мечты человечества о гармонии и совершенстве. В этом храме безупречным оказалось всё: архитектурные формы, художественные образы и их сочетание с окружающей природой. Собор стоит в прекраснейшем природном уголке, на месте слияния двух рек — Волги и Которосли. Неудивительно, что сегодня эта достопримечательность Ярославля считается одним из самых выдающихся памятников церковного зодчества России и всего мира. Самые известные искусствоведы изумляются тому, насколько целен и завершён Златоустовский собор.
Построен этот шедевр архитектурного искусства был в середине XVII века. Богатые посадские люди Иван и Фёдор Неждановские пожертвовали немалые средства на возведение храма. О них самих сохранилось немного сведений. Известно, что жили они в Коровницкой слободе, где располагается сам памятник. Они занимались сельским хозяйством, разведением крупного рогатого скота и, вероятно, торговлей. В своей родной слободе они решили создать храм, по красоте и величию которому не было бы равных в округе. Их задумка воплотилась в полной мере.
В 1649 году началось грандиозное строительство. Сначала был возведён объёмный куб — основа всего здания. Он строился в лучших традициях ярославской школы мастеров. В основе его лежал пространственный крест, образованный четырьмя мощными столпами. Затем верхним ярусом были надстроены галереи. Завершалось здание позакомарными покрытиями и пятью главами с массивными куполами. Удивительны пропорции основного здания и пятиглавия. Сам храм Иоанна Златоуста огромный, широкий и невысокий. А световые барабаны куполов — изящные, возвышенные, устремлённые ввысь. Особенно велик центральный барабан: по высоте он практически равнозначен основному зданию.
В 1654 году строительные работы были завершены. Горожане увидели дивную церковь с двумя шатровыми приделами. Она была практически лишена декоративного убранства, но смотрелась при этом нарядно и даже празднично. Такой вид храму создавали особый стиль кладки и стены из красного, почти алого кирпича.
В 80-х годах XVII века облик собора изменился. В кирпичной кладке появились изразцовые вставки. Окна, до этого не имевшие наличников, были украшены каменной резьбой. Особенно пышное убранство имеет окно центральной апсиды. Именно с этой стороны памятник был виден жителям центральной части города. Богато украшены и остроглавые крылечки, пристроенные к церкви с востока, с севера и с юга. Такая тяга к украшательству и разнообразию в декоре была свойственна посадскому люду.
Внутреннее оформление храм в Коровниках приобрёл значительно позже. Только в 1732 году ярославцы собрали средства, чтобы расписать стены. Занималась созданием фресок артель знаменитого мастера Алексея Соплякова. Примерно в это же время в церкви Иоанна Златоуста устанавливают уникальный пятиярусный иконостас. Сегодня он входит в сокровищницу мировой живописи.
Ко второй половине XVII века формируется так называемый архитектурный ансамбль в Коровниках. По образу и подобию главного собора строится тёплый храм Владимирской иконы Божией Матери. Вопреки традициям его возводят не рядом, а поодаль от летнего. В результате получается удивительно симметричная архитектурная композиция. Её удачно дополняет колокольня «Ярославская свеча», стоящая между двумя церквями. Такое необычное название она получила за особую стройность, изящество и грацию. Её высота в 37 метров придаёт невероятную пространственную лёгкость всему комплексу. Позже других были построены ворота, гармонично завершившие ансамбль церквей в Коровниках в Ярославле.
Сегодня храм Ионна Златоуста, церковь Владимирской Богоматери и Святые ворота находятся в ведении Русской старообрядческой церкви, которая занимается реставрацией выдающегося произведения русского архитектурного искусства. Надеемся, что в ближайшем будущем памятник предстанет перед нами во всём своём великолепии.
Церковь Иоанна Златоуста в Ярославле взята как образец для постройки православного Собора Покрова Пресвятой Богородицы в Мельбурне (Австралия).