Храм Спаса на Городу — это выдающийся памятник христианской культуры на ярославской земле. Он относится к числу древнейших достопримечательностей Ярославля. Его главная особенность состоит в гармоничном сочетании простых, классических форм с изящными элементами декора. Храм буквально очаровывает своей простой, неброской красотой, побуждая в очередной раз восхититься талантом русских мастеров.
Постройка каменной церкви, ставшей основой архитектурного ансамбля, датируется 1672 годом. Однако задолго до этого здесь, на самой границе Рубленого города, располагался деревянный храм Спаса Преображения. Он был уничтожен пожаром 1658 года. Это было любимое место для молитвы ярославского торгового люда, державшего лавки на «городском торгу». Торговые ряды занимали внушительную площадь, расположившись от самой границы земляного города до современной Советской площади.
Поэтому, когда огонь поглотил их любимую церковь, горожане, не задумываясь, решили отстроить новый, каменный храм. Деньги на строительство собирали сами люди. Поэтому его можно назвать настоящим народным храмом. Несколько позже эта традиция «народного строительства» станет уже не такой актуальной. Средства на возведение соборов будут давать богатые люди — купцы и промышленники.
Отчасти в связи с этим обстоятельством церковь Спаса Преображения на Городу обрела свои характерные черты — лаконичность, сдержанность и лёгкость. У торговых людей не было средств на богатое украшение фасадов, как и не было претензий на пышность и вычурность. Храм имеет характерные для "классики" 17 века черты. Крестовокупольный, четырехстолпный, с тремя апсидами, он увенчан пятью световыми главами на мощных барабанах. А вот его наличники украшены несвойственной для ярославской школы каменной резьбой.
На протяжении всей своей истории храмовый комплекс развивается. В 1694 году при нём возводится тёплая церковь, располагавшаяся в южном приделе мученика Стефана. В XIX веке придел значительно видоизменился. Здесь появилась новая кровля и накатный потолок.
В XVII веке были отстроены северный придел в честь святителя Николая и шатровая колокольня. В результате всех проведённых перестроек получился оригинальный храмовый ансамбль — ассиметричный, но, вместе с тем, компактный и органично вписанный в ландшафт.
Однако не только как памятник архитектуры известна эта церковь. Славится она и росписью внутренних стен. Настенные фрески и картины храма считаются эталонным образцом ярославской школы живописи. Источники рассказывают, что артель живописцев трудилась над ними около полутора летних месяцев. Лаврентий Севастьянов, Иван Дмитриев и Фёдор Фёдоров — именно под их началом работали мастера. Они изобразили на разных ярусах сцены земной жизни Иисуса, картины страшного суда и другие сюжеты Священного писания. Уникальными являются росписи пятого и шестого яруса, повествующие о Животворящем Кресте Господнем. Таких сюжетов среди ярославских фресок больше никогда не встречалось.
Во время белогвардейского мятежа 1918 года комплекс был значительно разрушен. Снарядами были разбиты купола над главным храмом, пробита колокольня, существенно пострадал северный придел. В этой ситуации прихожане, как и три века назад, опять на собственные средства восстановили одну из красивейших церквей Ярославля.
С 1926 года в истории храма вновь начинается трудный период. Советское правительство сначала закрывает приход, а затем передаёт здание различным организациям для его использования в качестве склада.
В 1980-х годах ЯСНПРМ начинает восстановительные работы. В 1990-е годы основные из них были завершены. И церковь стала действующей. Сегодня она является одним из центров духовной жизни города.