Скульптура «Троица» — памятник относительно новый. Он был создан в 1995 году. Однако за время своего существования эта каменная композиция стала одной из значимых достопримечательностей Ярославля. Её силуэт отлично знаком и горожанам, и тем, кто сюда приезжает на время. Но мало кто знает, что аналогов этому памятнику в России нет.
История его создания связана с другим, очень важным, историческим событием — распространением христианства на Руси. В 990-е годы славяне начали постепенно принимать новую веру. Но страна всё ещё оставалась языческой. Князь Владимир ускорил процесс христианизации, «крестив Русь» в 998 году. В память об этом эпохальном событии в городе и была установлена эта скульптурная композиция. Хотя по одной из версий, каменное изваяние трёх ангелов предназначалось для православных верующих в Японии. Но по каким-то причинам передать в страну восходящего солнца его не удалось, и скульптура осталась на Родине.
Её создатели — Н. Мухин, И. Трейвус и Е. Пасхина, решились на очень смелый творческий эксперимент. Они попытались воссоздать в трёхмерном пространстве знаменитую икону Андрея Рублёва «Троица». Как известно, эта святыня считается непревзойдённым произведением христианского искусства. Она иллюстрирует ветхозаветный сюжет «Гостеприимство Авраама». В нём в дом к Аврааму приходят три странника. Он их гостеприимно встречает и получает благую весть о скором рождении Спасителя. Фигуры ангелов символизируют единство трёх ипостасей Бога (Отца, Сына и Святого Духа).
Ярославская Троица до мелочей повторяет шедевр Рублёва. В ней так же, как и на оригинале, три ангела склонились над чашей. Их фигуры образуют невидимый круг, они так же статичны и неподвижны. Православная церковь признала композицию святыней. Для её освящения в город приехал сам патриарх Всея Руси Алексий II.
Первоначально памятник установили на Волжской набережной, на том самом месте, где располагался алтарь разрушенного Успенского Собора. Когда собор начали восстанавливать к тысячелетию города, скульптуру пришлось перенести ближе к Волге. Сегодня она располагается прямо перед главным фасадом восстановленного храма. На её фоне с удовольствием фотографируются туристы, некоторые из которых, к сожалению, сами не понимаю смысла своих действий, бросают монеты, чтобы попасть в чашу (по укоренившемуся заблуждению, это якобы приносит счастье и благополучие). Православная церковь данную традицию не одобряет, считая такое поведение туристов рецидивом языческого сознания. При этом, с точки зрения представителей церкви, происходит прямое поругание и глумление над святыней. Деньги попадают и в скульптуру Троицы, и в витраж, отображающий Господа Вседержителя. Подобный обычай не имеет ничего общего с христианской культурой.
Стоит отметить, что власти города не принимают каких-либо шагов для просвещения туристов и искоренения традиции бросания монет в чашу скульптуры «Троица». Так, рядом со скульптурой нет никакого информационного стенда, который бы пояснял туристам: кто авторы композиции, что изображено, что символизирует.
Недопустимо вначале писать о языческом хамстве бросающих деньги в "Троицу", а лишь потом (вскольз...) об отношению к этому церкви.