На минувшей неделе в администрации области прошло очередное в этом году заседание Консультативного совета по работе с участниками внешнеэкономической деятельности (ВЭД). Совет создан при Губернаторе Ярославской области для оказания поддержки товаропроизводителей области в сфере внешнеэкономической деятельности и координации усилий государственных, предпринимательских структур и таможенных органов в развитии экономических реформ и экономики региона.
В рассмотрении вопросов, стоящих на повестке дня, приняли участие представители более 15 крупных ярославских предприятий и организаций, осуществляющих в регионе экспортно-импортные операции, а также представители администрации области и руководство Ярославской таможни.
С пояснениями по основным вопросам защиты таможенными органами прав интеллектуальной собственности выступила с докладом начальник отделения защиты прав интеллектуальной собственности (ОЗПИС) Ярославской таможни Лариса Сухенко. Она разъяснила присутствующим участникам заседания ряд положений законодательства в этой сфере.
Так, меры по защите прав на объекты интеллектуальной собственности, принимаются в отношении товаров, содержащих объекты авторского права и смежных прав, товарные знаки, знаки обслуживания и наименование места происхождения товара, включенные по заявлению правообладателя в таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности. Срок защиты прав правообладателя на объекты интеллектуальной собственности устанавливается при включении их в таможенные реестры, которые ведутся таможенными органами не более 2 лет со дня включения в реестр. Этот срок может быть продлен на основании заявления правообладателя неограниченное число раз при условии соблюдения требований таможенного законодательства.
Объекты интеллектуальной собственности, в отношении которых федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела, принято решение о принятии мер, связанных с приостановлением выпуска товара, включаются в реестр при условии, что правообладатель обеспечивает исполнение обязательств. Правообладатель должен представить договор страхового риска ответственности за причинение вреда. При этом сумма обеспечения обязательства или страховая сумма должна быть не менее 300 тысяч рублей. Ранее минимальная сумма такого обеспечения составляла 500 тысяч рублей. Меры, связанные с приостановлением выпуска товаров, обладающих признаками контрафактных, принимаются таможенными органами вне зависимости от таможенной процедуры, под которую помещаются товары.
Так же Сухенко заострила внимание на том, что Федеральный Закон № 311 "О таможенном регулировании в Российской Федерации", вступивший в силу в декабре 2010 года, предоставил таможенным органам новые полномочия в сфере регулирования защиты прав интеллектуальной собственности, известные во всем мире как ex officio (в переводе с латыни - "по обязанности").
Таможенный кодекс Таможенного союза (ТК ТС) определил, что таможенные органы России, Белоруссии и Казахстана могут принимать меры по объектам интеллектуальной собственности (ИС), не внесенным в таможенный реестр таких объектов. Это так называемая мера ex officiо, которую ввела у себя Россия в рамках своих международных обязательств, связанных в том числе и с вступлением в ВТО. В 42-й главе Закона о таможенном регулировании вопросу, связанному с приостановлением выпуска товаров, содержащих объекты ИС, не внесенные в таможенный реестр, посвящена отдельная статья. В соответствии с принципом ex officio, если таможня сама видит признаки правонарушения, то может приостановить выпуск по собственному усмотрению.
«В адрес Ярославской таможни периодически поступают заявления от правообладателей (их представителей) о защите прав интеллектуальной собственности и привлечении организаций к административной ответственности за незаконное использование товарного знака», – сообщила Лариса Сухенко. Также она обратила внимание собравшихся на то, что ярославских правообладателей в таможенном реестре объектов интеллектуальной собственности (ТРОИС) нет, несмотря на то, что у многих предприятий товарные знаки зарегистрированы в базе Роспатента. По словам начальника ОЗПИС необходимо чтобы ярославские правообладатели проявили активность в части защиты своей интеллектуальной собственности. Однако при проверке заявленных ярославскими производителями деклараций на товары отмечается элементарное отсутствие указания в ней зарегистрированных товарных знаков заявителей деклараций, что не позволяет осуществлять таможенный контроль в полном объеме.
По вопросу практики применения электронного декларирования в регионе выступил заместитель директора ЗАО «РОСТЭК – Верхняя Волга» Валерий Голубев. Кроме того, в своем докладе, он коснулся вопроса расширения пропускной способности зоны таможенного контроля в месте нахождения Ярославского таможенного поста. «Внедрение электронного декларирования посредством сети Интернет на сегодняшний день имеет первостепенное значение, так как на нем в дальнейшем будут основаны многие перспективные технологии таможенного оформления, например, производная от этих технологий – удаленный выпуск. Данная технология предусматривает подачу таможенной декларации в электронной форме на таможенный пост внутренней таможни, в то время как товар фактически находится на приграничном складе временного хранения. Это позволяет участнику внешнеэкономической деятельности подать таможенную декларацию в любой таможенный орган на территории страны и получить выпущенный в свободное обращение груз, практически на границе, что, в свою очередь, позволяет оптимизировать логистические потоки и сократить финансовые затраты», - рассказал представителям ярославских предприятий Голубев.
В завершении мероприятия врио первого заместителя начальника таможни Сергей Комиссаров, подводя итоги заседания, ответил на ряд актуальных вопросов внешнеэкономической деятельности и предложил представителям деловых кругов активнее высказывать свои предложения по темам, которые будут обсуждаться на последующих заседаниях Консультативного Совета. Помимо этого, он напомнил присутствующим о том, что с 1 июля на границах между странами Таможенного союза отменен таможенный контроль. Проводиться таможенный контроль будет только на его внешних границах. Также, в связи с вступлением в силу Федерального закона №394-ФЗ, таможенные органы, расположенные в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации, проводят транспортный контроль в полном объеме и проверку документов, необходимых для осуществления санитарно-карантинного, карантинного фитосанитарного контроля и ветеринарного надзора.