Мы продолжаем публикацию серии материалов о ЮНЕСКО, культурном наследии Ярославля. Если вы давно хотели узнать, почему весь центр Ярославля взят под эгиду ЮНЕСКО, а также понять, что сулит нашему городу такой престижный и ответственный статус, милости просим к прочтению. Автор материалов - Татьяна Ивановна Соколова, член Ярославского областного отделения Всероссийской организации по охране памятников истории и культуры. В июле 2005 г. о провинциальном древнерусском городе узнал весь мир: его исторический центр был включен в Список всемирного наследия ЮНЕСКО и это означало, что мировое сообщество признало универсальную ценность исторической части г. Ярославля. А спустя 5 лет после этого знаменательного события ярославцы отмечали 1000-летие родного города.
Мы находимся на том самом месте, где 1000 лет назад князь Ярослав Мудрый «победу сотвори» над «лютым зверем» и повелел «град созидати». По его приказу была построена деревянная церковь в честь Илья Пророка: чудесное спасение князя произошло 2 августа, в День этого святого. С того времени церковь не раз разрушалась и опять восстанавливалась. Это здание храма стоит уже более 300 лет и называется Ильинско–Тихоновская церковь. Её облик строгий и даже несколько суровый по сравнению с другими храмами исторического центра. Когда-то здесь начиналась граница Рубленого города, самой древней части Исторического центра. Она шла по южному краю Медведицкого оврага до реки Которосли. А мы пойдём вдоль берега Волги на Южный угол треугольника, образованного вместе слияния двух рек. Это и есть наша Стрелка. Город, заложенный здесь 1000 лет тому назад на столетия стал передовым постом защиты Северо-Восточной Руси, защищая её от неприятельских набегов. И на четыре столетия Волгу называли «рекой войны». За 150 лет своей истории Ярославль уже был «мал градок» когда его осадили булгары, приплывшие на ладьях. Стойко держались ярославцы, страдая от жажды и «глада», но ростовчане не пришли им на помощь.
Прошло менее 100 лет, когда на Русь нагрянули золотоордынские полчища, 1238 год. Один из отрядов Батыя осадил и наш город. До последнего времени считалось, что Ярославль в числе 14 других городов сдался без боя. Но результаты археологических раскопок на Стрелке показали, что ярославцы отчаянно сопротивлялись, но силы были неравны, и малая часть княжеской дружины, оставленная князем Всеволодом, не смогла защитить город. Ярославль погиб. Враги уничтожили всё население города. Это было в марте. Уцелевшие ярославцы не смогли захоронить останки по христианскому обычаю. Археологи обнаружили 9 захоронений, 495 останков ярославцев. Вот лица наших предков, которые удалось восстановить. Мы никогда не узнаем имена предков, но мы знаем имена ярославских князей. Их было пятеро и все они были причислены к лику святых и считались небесными покровителями города. Что значит княжеская святость? Во-первых, человеколюбие. Все подопечные были любимыми чадами и получали от князя заботу, милосердие, во всех своих нуждах. Во-вторых, князья были самоотверженными защитниками родной Земли. Первый князь Всеволод погиб в трагическом 1238 г. на реке Сить, и было ему от роду 28 лет. И его сыновья Василий и Константин свято исполняли свой долг. В упомянутых Епархиальных ведомостях житие следующего князя Фёдора Чёрного называется «занимательным» и «умилительным». Это был уже не только защитник святой Руси, но и мудрый политический деятель. Нетленные мощи всех пятерых ярославских князей хранятся в ярославских храмах. И ещё одним освящённым богом деянием князей было строительство храмов. Так, в 1215 г. был заложен Успенский собор на Стрелке. Это здание было первым каменным строением в городе. В августе 1217 года он был освящён. Примерно в это же время была заложена церковь «Вход в Иерусалим» на территории Спасского монастыря. Каменное строительство то замедлялось в годы лихолетья, то неизменно возобновлялось, но только после нескольких лет смуты , в начале 1761 г, когда Государству Российскому грозила потеря независимости и в сохранении его самостоятельности огромную роль сыграл Ярославль. Начался Золотой век храмового зодчества. Город процветал. Волга стала рекой торговли и процветания Ярославля. «Ярославский расторопный мужик» умел сколотить состояние не только для собственного благоденствия, но и для щедрой благотворительности. Купцы строили храмы. Ежегодно освящались 1 – 2 храма. События предыдущих столетий не давали ярославским мастерам-каменщикам развернуться в полную силу. Приглашались новгородские, псковские, московские мастера. Но уже через 20 лет можно было говорить рождении Ярославской школы зодчих. Мы не знаем имён древних мастеров – строителей, но это закономерно. Как сказал известнейший архитектор-реставратор Барановский: «Архитектура – проявление коллективного творческого гения, даёт простор для выражения свободы духа».
Но для купцов важно было не просто построить храм, но и превзойти по красоте и неповторимости сотоварища. В результате безудержного «соревнования» город приобретал всё новые и новые шедевры. Первым из них стала церковь Николы Надеина. 1622 год. Первая каменная посадская церковь. Позже там был установлен богато украшенный иконостас (Ф. Волков?). Ярославские, московские, нижегородские и костромские мастера – прекрасный результат коллективного творчества. Храмовый ансамбль церкви Рождества Христова. Особенно привлекает колокольня. Подобных ей в русской архитектуре нет. Здесь звучат восточные мотивы – минареты. Впервые в декоре храма были введены изразцы. Но не только храмы строили ярославцы. Шло активное гражданское каменное строительство. В 1706 г. французский путешественник де Бруни записки записал в дневник: обилие каменных церквей, но мало каменных домов. Действительно, до 1760 г. их было 46, а Ярославль он назвал красивейшим городом. Но до нашего времени сохранилось лишь 2 памятника гражданской архитектуры – Дом Иванова и Митрополичьи палаты, резиденция Ростовского митрополита Ионы Сысоевича. Когда-то здесь было богатое подворье. Дошла до нас и часть оборонительных укреплений – это проездные башни Арсенальная, Волжская и Власьевская (Знаменская). Об этом спустя пятьдесят лет писала и Екатерина II, имея в виду волжскую набережную Ярославля с Волги. Но застройку города она назвала «мерзостной», и действительно, это был типичный средневековый город: кривые узкие улочки, тупики, сплошь деревянные дома, пустыри и огороды. Бойни и кожевенные дополняли неприглядную картину зловонием. А порядок планировки назвала «противным здравому смыслу». Проводить реформу в Ярославле был назначен Алексей Петрович Мельгунов, назначенный наместником (генерал-аншеф). Это был талантливый государственный деятель: незаурядный ум, высокая образованность. Он привёз с собой и архитектора, обрусевшего шведа Ивана Матвеевича Левенгагена, который стал первым губернским архитектором. План, разработанный Левенгагеном, и вдохновлённый наместником Мельгуновым, был гениально прост. Сначала надо было найти отправную точку. Рубленый город к тому времени оказавшийся не у дел на эту роль не годился. Такой точкой стала Ильинская площадь. Не надо было искать и основные магистрали, три главные улицы уже давно «прорубили» ярославцы: Пробойная (Советская) вела на Калинина, а позднее Угличская (ул. Кирова), Большая Рождественская, которая тоже вела на Углич (ул. Нахимсона) лучами расходились от Ильинской площади и заканчивались древним оборонительным кольцом: ров и земляной вал шли к набережной Волги через Семёновскую площадь (Красная пл.), где стояла Семёновская проездная башня и две церкви Симеона Столпника. Далее улица – «полукружье» (ул. Первомайская) вела на Театральную площадь (пл. Волкова) к Власьевской (Знаменской) башне, и заканчивалась у стен Спасо-Преображенского монастыря. Угличская, когда-то проездная башня, стоит и поныне. Такая планировка называется радиально-кольцевой. Но что же делать с внутриквартальной застройкой? С храмами, маяками возвышавшимися над ней? Благоустроить и так «пробить» внутриквартальные улицы, чтобы прекрасные творения талантливых мастеров стали центром образовавшихся ансамблей.
Так сложилась градостроительная традиция русских зодчих – рассматривать город как единый объект архитектурного творчества. Зодчие выступают и хранителями «первообраза» созидаемого нового, которое не спорит с созданным ранее, а составляет с ним неожиданный ансамбль. вот почему все стили, складывающиеся на протяжении 500 лет и присутствующие в историческом центре города сформировали его неповторимость, уникальность. Примером тому служит Ильинская площадь: храм 17 века с его уникальными фресками, древнерусское зодчество, присутственные места (рубеж 18-19 вв; классицизм), современное здание правительства Ярославской области – стиль конструктивизм. Этот неповторимый ансамбль творений трёх эпох имеет и духовную сущность – здесь как заповедь приходят заповедные слова: свобода и закон, любовь и милосердие. Двадцатилетие правления Алексея Мельгунова называют золотым веком в культурной жизни Ярославля. Тогда в этом двухэтажном здании неброской архитектуры была воплощена идея просвещённой свободы, свободы мыслить и быт милосердным душой. Это дом призрения ближнего. Здесь каждый мог получить заботу, понимание, сочувствие. Обездоленные дети не только были накормлены, одеты, обуты, они здесь получали знания, без которых ничего в жизни невозможно добиться. В домовой церкови можно было "уврачевать боль души". Здесь родился первый провинциальный журнал "Уединённый пошехонец", была здесь и своя типография.
Дело перевоплощения средневекового города в город европейский первого ярославского губернатора-просветителя Алексея Петровича Мельгунова было продолжено его приемниками. А о губернском архитекторе, с творчеством которого были связаны первые 30 лет 19 столетия надо сказать особо. Ростовский мещанин, талантливейший архитектор Пётр Яковлевич Паньков был самоучкой. Его работоспособность поражает: Губернаторский дом Дом Горяиновых (корпус Педуниверситета) Гостиный двор Мытный двор Перестройка присутственных мест Перестройка Дома призрения и т.д. Многие заказы он выполнял безвозмездно. А между тем благоустройство города продолжалось: был срыт земляной вал и засыпан ров. На этом месте появился бульвар, ставший впоследствии гордостью Ярославцев. Была благоустроена набережная, и Ярославль открылся на Волгу. Так, к середине XIX в, он приобрёл "европейское лицо", но душой продолжал оставаться русским. Невозможно переоценить вклад Ярославля в мировую культуру: уникальный опыт градостроительства, бесценные памятники архитектуры, сохранение "первообраза" города, сложившегося 200 лет тому назад. "Град-красавец", "красивейший город", "весёлый город Ярославль", утопающий в зелени, сверкающие маковки церквей..... Красота, которая радует сердце каждого ярославца. Фото Ивана Зеленкова