Когда я брала кредит в банке, мне сказали, что я должна его застраховать. Пришлось платить за страховку. Только и думают, как с нас побольше денег взять. Неужели без страховки никак? (Вопрос от Галины Н. из Ярославля)
Отвечает заместитель управляющего отделения Ярославль ГУ Банка России по ЦФО Евгений Ефремов:
В банке вам могут предложить приобрести страховку, но только как дополнительную, а не обязательную услугу к кредиту. Банки обязаны исполнять закон "О потребительском кредите (займе)", по которому согласие заемщика на дополнительные платные услуги должно быть отражено непосредственно в заявлении на оформление кредита. В бланке заявления вы должны видеть весь перечень дополнительных услуг с их стоимостью, чтобы самостоятельно выбрать – воспользоваться ими или нет. Это касается, в том числе, предложений оформить услугу страхования. Банковский сотрудник в свою очередь обязан вам объяснить – как отразится страховка на стоимости кредита. Поскольку при помощью страховки банк снижает свои риски, процентная ставка при оформлении полиса может быть более выгодной. Одним словом, вам должны были предоставить выбор – оформить вместе с кредитом страховку или взять кредит без страховки, но, возможно (не обязательно), под более высокий процент. Если такого выбора предоставлено не было, вы вправе обратиться с жалобой в Банк России по бесплатному телефону 8-800-300-3000 или через интернет-приемную на сайте cbr.ru.
Если с момента оформления услуги страхования прошло не более 14 дней, вы вправе расторгнуть договор, таким образом отказаться от страховки и вернуть страховую премию, которую вы заплатили. Для этого вам необходимо написать заявление в свободной форме и передать лично в офис страховой компании или отправить по почте. Так называемый «период охлаждения» (14 календарных дней) предусмотрен во всех договорах добровольного страхования физических лиц.