Слышал, что стоимость полиса ОСАГО теперь будут считать по-новому. Что будут учитывать страховщики? Как это отразится на цене страховки? Аркадий Ф., г. Ярославль
Отвечает заместитель управляющего ярославским отделением Банка России Евгений Ефремов:
Действительно, в конце августа вступили в силу поправки в закон об ОСАГО. В них зафиксирован индивидуальный расчет базового тарифа для каждого водителя: страховые компании теперь могут назначать пониженный тариф по ОСАГО для аккуратных водителей и повышенный — для нарушителей. А 5 сентября вступило в силу указание Банка России, расширяющее тарифный коридор.
Раньше все водители, проживающие в одном регионе, имели одинаковый базовый тариф по ОСАГО. По новым законодательным правилам страховая компания может рассчитывать стоимость полиса, принимая во внимание различные факторы риск-профиля водителя. Но базовый тариф всегда должен оставаться в пределах диапазона, который установил Банк России. Чтобы страховщики смогли реализовать новый подход в расчетах, тарифный коридор и был расширен. Для владельцев легковых автомобилей это расширение составит 10% вниз и вверх. В итоге минимальный базовый тариф для легковых автомобилей опустится до 2471 рубля, а максимальный - поднимется до 5436 рублей, для мотоциклов — 625–1548 рублей.
При расчете индивидуального базового тарифа страховщик может учитывать грубые нарушения правил дорожного движения, зафиксированные сотрудником ГИБДД: проезд на красный свет, выезд на встречную полосу, серьезное превышение скорости - более чем на 60 км/ч. В результате страховые компании могут устанавливать повышенный тариф по ОСАГО для неаккуратных водителей, а для дисциплинированных - напротив, предлагать более выгодный.
На величину базового тарифа, а, в конечном счете - на стоимость полиса, могут повлиять и иные факторы, которые позволяют компаниям оценивать риск - станет ли клиент виновником ДТП: возраст транспортного средства, пробег, манера вождения клиента, которую можно оценить с помощью телематического оборудования, и даже наличие у водителя детей. Что точно не будет влиять на стоимость ОСАГО, это язык, расовая принадлежность, вероисповедание и должностное положение. Закон признает эти факторы дискриминационными и строго запрещает учитывать.
Исчерпывающий перечень факторов для расчетов базового тарифа законом не определен. Набор факторов, которые та или иная страховая компания будет использовать, обязательно должен быть описан на ее сайте. Там же водителям будет доступен онлайн-калькулятор, что позволит страхователю проанализировать разные предложения.
Что касается формулы расчета стоимости полиса, она не изменилась: базовый тариф, который станет индивидуальным для каждого водителя, умножается на несколько коэффициентов:
тип транспортного средства — мотоцикл, легковой или грузовой автомобиль;
кто собственник — физическое или юридическое лицо;
регион регистрации;
количество аварий, в которых виноват покупатель полиса;
указаны ли в полисе все, кто будет управлять машиной;
возраст и стаж водителя;
мощность двигателя;
период использования машины в течение года.
Некоторые коэффициенты Банк России также скорректировал вместе с тарифами. Например, величина коэффициента территории для транспортных средств (за исключением тракторов, строительных машин) в Ярославской области теперь составляет 0,91, в Ярославле — 1,45.
Новая система расчета тарифов более справедлива, и ее уже давно успешно практикуют в большинстве западных стран. Автовладельцы, которые аккуратно водят, не нарушая правила дорожного движения и не попадая в аварии, смогут сэкономить на страховке. Ожидается, что изменения будут происходить плавно: страховые компании будут постепенно менять свои тарифы, предлагая аккуратным водителям более выгодную цену.