К 70-летию со Дня рождения и 50-летию Творческой деятельности
22 октября в 16.00. Волжская набережная, 23
8 октября Савва Васильевич Ямщиков в Москве отметил два юбилея — 70-летие со Дня рождения и 50-летие творческой деятельности. Эти даты важны не столько для самого именинника, его родных и друзей, сколько ценны для России, защитником и хранителем подлинной культуры которой он является.
Его имя знают в России и за ее пределами. Заслуженный деятель искусств России, академик Российской Академии естественных наук, один из самых авторитетных реставраторов России (художник-реставратор высшей категории, первый реставратор, получивший за двухсотлетнюю историю Российской Академии художеств ее почетную медаль), искусствовед, историк, писатель.
К Ярославлю, ярославским музеям и хранителям вечной красоты у Ямщикова — особая любовь. В провинцию молодого энергичного москвича Савву Ямщикова привели чутье и глаз реставратора. Это стало важным событием в жизни провинциальных музеев и знаковым для мира русской культуры. С бригадой реставраторов он исследовал музейные коллекции, выявляя ценные произведения для будущих выставок. Порой только после реставрации становилась ясна художественная ценность и зачастую уникальность работ.
"Заряжаясь красотой и эстетической ценностью увиденных сокровищ в коллекциях провинциальных музеев, Ямщиков передавал всем участникам этого процесса свою неуемную жажду открытий и познаний. При этом, он не подавлял своей энергией окружающих, а напротив, поддерживал музейных сотрудников в поисках, помогая проявлению их дарований, — вспоминает искусствовед Ярославского Художественного музея Ирина Кулешова, — Его настойчивость в достижении целей побуждала всех работавших с ним музейщиков, хранителей с таким же энтузиазмом браться за дело”.
“Каков Савва, такова ему и слава!”, — гласит ярославская пословица. Жадно любящий свою работу, неутомимый и увлеченный исследователь Ямщиков большую часть жизни провел в русской провинции. Сейчас он говорит просто и честно: “Я служу по России”. Савва Васильевич, хорошо зная Москву и Петербург, влюблен в провинцию. Он точно определил, что размер души русского человека тяготеет к провинции: “Москва для России — мачеха, а провинция — мать родная”.
Сорок лет назад началась работа С.В. Ямщикова на Ярославской земле, сначала, как реставратора икон Ростовского Кремля, с успехом организовавшего в 1973 году выставку "Живопись Ростова Великого". Затем был 1980 год, заставивший всех говорить о ярославской школе иконописи и ярославском портрете, который, можно сказать, прорубил Ярославскому Художественному музею окно в большой мир… Тогда в лице Ямщикова русская культура обрела фигуру Куратора, умеющего открыть, увидеть произведение, и не только дать ему оценку в контексте времени, но и встроить его в историко-художественный контекст искусства. Ярославские друзья за глаза называли его "современным Дягилевым". Ямщиков задался целью составить полную реставрационную опись музейных икон России и сделал это. "Тогда я объехал практически все малые и большие музеи. Мне было важно знать, где, сколько икон и какие из них подлежат реставрации в первую очередь, — вспоминает С.В. Ямщиков, — Во время работы в музейных запасниках, как всякого любопытного человека, меня интересовали не только иконы… После солигаличских находок началась тяга к русским портретам… У меня родилась идея издать альбом лучших портретов из музеев России". С коллегами он издавал и великолепные альбомы, и был инициатором и ведущим многих ТВ-программ и фильмов о новых открытиях. Статьи с заголовками “Открыт новый художник!” появлялись на первых полосах центральных газет и журналов. А серия выставок (среди которых наиболее известны: "Живопись Ростова Великого" — 1973, "Солигаличские находки" — 1973, "Костромские портреты XVIII-XIX веков" — 1974, "Новые открытия советских реставраторов", в том числе Ефим Честняков — 1974, "Ярославские портреты XVIII-XIX веков" — 1980-1981, "Мастер Куликовской битвы" — 1980, "Ярославская иконопись XIII-XVIII веков" — 1981, "Николай Мыльников" — 1990) показала высокий уровень современной реставрации, после которой произведения обрели вторую жизнь, войдя в научный обиход. Язык мировой культуры обогатился термином "провинциальный портрет".
Совместная работа С.В. Ямщикова с сотрудниками Ярославского Художественного музея за долгие годы переросла в крепкую дружбу. "Я четко знаю, — говорит Савва Васильевич, — дружба рождается не за пиршественным столом, а за рабочим". Эта дружба скреплена яркими событиями — поисками, открытиями, выставками, совместными изданиями и подарками. В 1998 году С.В. Ямщиков преподнес в дар Ярославскому Художественному музею портрет Великой княжны Александры Павловны кисти прославленного Дмитрия Левицкого. Музей откликнулся на это доброе начинание идеей выставочного проекта "Искусство Ярославской и Костромской земель XIV-XX веков. Поиски, находки, открытия", представленного в Ярославле (2003), Санкт-Петербурге (2004) и готовящегося к показу в Москве, в Государственной Третьяковской галерее. Эта выставка — дань уважения и внимания к трудам многих реставраторов, искусствоведов, причастных к открытиям уникальных произведений таких уже всемирно известных провинциальных художников, как Григорий Островский, Дмитрий Коренев, Николай Мыльников, Павел Колендас, Иван Тарханов, Ефим Честняков…
Савва Ямщиков одним из первых в СССР стал заниматься вопросами реституции культурных ценностей, вывезенных с территорий бывших неприятельских государств в годы Великой Отечественной войны. Савву Ямщикова всегда отличала активная гражданская позиция. По натуре он — боец. Очень много сделано им для сохранения так называемых трофейных произведений искусства. Этой острой теме посвящена вышедшая в издательстве “Алгоритм” его новая книга “Возврату не подлежит!”
Он заслужил имя "Зеркала "Андрея Рублёва"", выступив, по просьбе Андрея Тарковского консультантом фильма, он сегодня настоящий консультант по истории создания этого всемирно известного произведения киноискусства, о дружбе с Андреем Тарковским, Анатолием Солоницыным, Николаем Бурляевым, Вадимом Юсовым, Иваном Лапиковым, Николаем Гринько, Юрием Назаровым.
Он может бесконечно рассказывать о своих друзьях и коллегах: Великий ученый Лев Николаевич Гумилёв, директор Пушкинского музея-заповедника Семен Степанович Гейченко, настоятель Псково-Печерского монастыря архимандрит Алипий, директор Русского музея легендарный Василий Алексеевич Пушкарёв и псковские реставраторы, художники и многие люди разнообразно одарённые…
Музейщики Ярославского Художественного горды давним сотрудничеством и крепкой дружбой с Саввой Ямщиковым и счастливы встречам на ярославской земле!