С 1 сентября 2018 года вступили в силу изменения в Земельный кодекс РФ, касающиеся публичного сервитута. Законодатель дал понятие публичного сервитута и определил, что он может быть установлен решением органа власти или местного самоуправления в целях обеспечения государственных или муниципальных нужд, а также нужд местного населения без изъятия земельного участка.
Публичный сервитут может устанавливаться для: прохода (проезда) через участок к водному объекту и береговой линии; размещения межевых знаков, геодезических, гравиметрический, нивелирных пунктов и подъездов к ним; прогона скота; сенокошения, рыболовства, охоты и т.д. Особый интерес вызывают основания установления публичного сервитута, указанные в статье 39.37 Земельного кодекса РФ. В частности, сервитут может быть установлен для размещения объектов электросетевого хозяйства, тепловых, водопроводных сетей, линий и сооружений связи, линейных объектов газоснабжения, нефтепроводов, складирования строительных материалов, размещение временных сооружений (бытовки/, навесы, строительная техника) и т.д. Срок публичного сервитута определяется решением о его установлении.
Одновременно законодатель указал, что правообладатель земельного участка, обремененного сервитутом вправе требовать соразмерную плату от лиц, в чьих интересах установлен сервитут. В случае же если публичный сервитут приводит к существенным затруднениям в использовании земельного участка, требовать такой платы от органов государственной власти и местного самоуправления установивших сервитут. При этом, отсутствие в Едином государственном реестре недвижимости сведений о правах на обременяемые публичным сервитутом земельные участки и о координатах характерных точек границ участков не является препятствием для установления публичного сервитута.
Заместитель руководителя Управления Росреестра по Ярославской области О.А. Слюсенко