21 июня в Москве состоялась презентация первого электрокатамарана на солнечных элементах, созданного на базе решений портфельных компаний РОСНАНО. Катамаран создан АНО «Национальный центр инженерных конкурсов и соревнований» специально для экспедиции «Эковолна», которая проходит в рамках проекта «Инженерные конкурсы и соревнования» дорожной карты MariNet НТИ.
В мероприятии приняли участие управляющий директор УК «РОСНАНО» Сергей Вахтеров, директор АНО «Национальный центр инженерных конкурсов и соревнований» Евгений Казанов, а также представители «Лиотеха», «Хевела» и эксперты в области энергоэффективности.
В уникальной разработке российских инженеров, электрокатамаране, используются два решения портфельных компаний РОСНАНО - солнечные панели производства «Хевел» (Новочебоксарск) и аккумуляторы «Лиотех» (Новосибирск). Крыша катамарана обшита полугибкими солнечными модулями суммарной мощностью 9кВт, разработанными учеными Научно-технического центра тонкопленочных технологий в энергетике. Основой для модулей стали гетероструктурные солнечные элементы, произведенные на российском заводе «Хевел» в Новочебоксарске. Солнечные модули являются основным источником питания для двух электродвигателей.
Ход катамарана ночью и в периоды низкой солнечной инсоляции обеспечивают литий-ионных аккумуляторы «Лиотеха» общей мощностью 70 кВт. Аккумуляторы позволяют судну идти около 20 часов без подзарядки.
Экспедиция «Эковолна» на элекрокатамаране проходит по крупным российским рекам по маршруту Санкт-Петербург – Великий Новгород - Москва – Астрахань. Общая протяженность речного пути составит около 5000 км, за 3 месяца судно пройдет через 20 регионов России. Катамаран на солнечных модулях стартовал в Санкт-Петербурге 19 мая. Экспедиция в сотрудничестве с ведущими вузами изучает гидрохимические характеристики и качество воды по маршруту и по итогам построит интерактивную экологическую карту. В 14 городах маршрута пройдет научно-технический фестиваль «Эковолна», в рамках которого будут организованы научно-популярные лекции, мастер-классы, конкурсы, викторины и квесты в области экотехнологий.
В комплексе энергоэффективные решения РОСНАНО позволяют катамарану проходить протяженные маршруты автономно без использования топлива и минимизировать расходы, а также влияние на водную экосистему. Катамаран с дизельным двигателем за время экспедиции выбросил бы в окружающую среду 7,7 тонн углекислого газа.
Управляющий директор УК «РОСНАНО» Сергей Вахтеров:
«Электрокатамаран на солнечных модулях – пример применениях энергоэффективных технологий РОСНАНО в области возобновляемой энергетики и энергонакопителей. Уверен, что технологии «Хевела» и «Лиотеха» вместе и по отдельности будут востребованы в новых решениях в электротранспорте и энергетике, в том числе изолированных энергосистемах».
Генеральный директор «Лиотех» Валерий Ярмощук:
«Электросуда это уже не просто красивый эксперимент, это полноценный транспорт, который вошел в наш обиход, как некогда диковинные планшет и электромобиль. Несколько заказчиков в России планируют закупку электросудов с использованием аккумуляторов «Лиотех». Электросуда могут применяться как для пассажироперевозок и экскурсий, так и для перевозки тяжелых грузов в акватории рек и прибрежных зон морей Юга России. Такое техническое решение является экономически выгодным вложением, позволяющем не только экономить на топливе, но и избежать вредных выбросов судового топлива и вибрации, негативно влияющей на экосистему водоемов».
Директор АНО «Национальный центр инженерных конкурсов и соревнований», руководитель экспедиции «Эковолна» Евгений Казанов:
«С помощью российских высокотехнологических компаний-производителей («Хевел», «Лиотех») нам удалось построить маломерное судно, которое способно пройти от Балтики до Каспия, не загрязняя окружающую среду. Экспедиция «Эковолна» демонстрирует людям возможность путешествий по рекам России на энергии солнца. Во всем мире мы видим развитие и продвижение технологий, направленных на снижение негативного воздействия на окружающую среду. Пресная вода - это стратегический ресурс нашей страны, и эффективное использование водных путей России - это вызов для нового поколения инженеров».
Информационная справка о катамаране
Первый катамаран на российских солнечных элементах построен в Санкт-Петербурге АНО "Национальный центр инженерных конкурсов и соревнований" специально для экспедиции "Эковолна", которая проходит в рамках проекта «Инженерные конкурсы и соревнования» дорожной карты «Маринет» Национальной технологической инициативы (НТИ).
В конструкции судна используются два решения портфельных компаний РОСНАНО - солнечные панели производства «Хевел» (Новочебоксарск) и аккумуляторы «Лиотех» (Новосибирск).
Крыша катамарана обшита полугибкими солнечными модулями суммарной мощностью 9кВт. Специальные солнечные модули спроектированы и разработаны учеными Научно-технического центра тонкопленочных технологий в энергетике. Основой для модулей стали гетероструктурные солнечные элементы, произведенные на российском заводе «Хевел» в Новочебоксарске. Солнечные модули являются основным источником питания для двух электродвигателей.
Ход катамарана ночью и в периоды низкой солнечной инсоляции обеспечивают литий-ионные аккумуляторы «Лиотеха» общей мощностью 70 кВт. Аккумуляторы позволяют судну идти средним ходом без подзарядки 20 часов. В комплексе энергоэффективные решения РОСНАНО позволяют катамарану проходить протяженные маршруты автономно без использования топлива и минимизировать расходы, а также влияние на водную экосистему.
Основные характеристики:
- Длина - 11,6 м
- Ширина - 6,4м
- Высота борта - 2 м.
- Высота надводного борта - 1,3 м.
- Пассажировместимость -12 человек
- Спальных мест – 8
Технические характеристики:
- Общая масса катамарана - около 5000 кг.
- Общая площадь солнечных панелей -57 кв.м.
- Материал корпуса - стеклопластик
- Установленная мощность - 11 кВт.
- Емкость литий-ионных аккумуляторов - 70 кВт.
- Два двигателя мощностью по 4 кВт/ч каждый.
- Максимальная скорость - 15 км/ч.
- Рабочая скорость 10 км/ч