Наши читатели часто задают вопросы по поводу подозрительных смс-сообщений и телефонных звонков не тему банковских карт. Как правило, адресату сообщают, что его карта заблокирована и предлагают перезвонить по указанному номеру или звонят самостоятельно с тем же сообщением. В разговоре по телефону человека просят сообщить какие-либо данные: персональные или его банковской карты, якобы, во избежание списания денежных средств. Как поступать в таком случае? С таким вопросом мы обратились к заместителю управляющего ярославского отделения Главного управления Банка России по ЦФО Евгению Ефремову.
- Евгений Борисович! Что это за звонки и смс? Как на них правильно нужно реагировать?
- Те примеры, которые Вы привели, явно свидетельствуют о фактах телефонного мошенничества. Цель злоумышленников – получить конфиденциальную информацию, чтобы потом снять деньги с вашего банковского счета. Поэтому самая главная рекомендация – ни в коем случае не сообщать данные, содержащиеся на вашей карте, пин-код или секретный код, поступивший вам в смс-сообщении для подтверждения операции по карте. В противном случае вы самим дадите мошеннику доступ к вашим деньгам.
- Как много таких случаев, когда мошенники звонят якобы из банка?
- Сейчас Банк России фиксирует всплеск такого вида мошенничества, в том числе и на территории Ярославской области. Как правило, мошенники звонят человеку, представляясь сотрудниками службы безопасности банка. Особенное беспокойство вызывает тот факт, что в последнее время они стали подменять номера с помощью специального программного обеспечения, и при входящем звонке на телефоне у жертвы высвечивается настоящий номер службы поддержки банка. Злоумышленники используют так называемый метод социальной инженерии: обманным путем, усыпив бдительность и войдя в доверие, специально подбирая время звонка, используя различные психологические приемы, мошенники выуживают у своих жертв информацию или вынуждают их перевести деньги со своего банковского счета самостоятельно. Клиентам банков нужно быть бдительными, чтобы не попасться на эти уловки.
- Скажите, как правильно себя вести при подобном звонке?
- При подобном звонке необходимо уточнить – кто звонит: фамилию, должность, подразделение банка, затем положить трубку и самостоятельно перезвонить в банк по официальному номеру. Набирать номер необходимо вручную, а не перезванивать по сброшенному. Так человек гарантированно не попадет на линию к злоумышленникам.
- А куда обращаться, если такие звонки поступили?
- Обязательно перезвоните в свой банк, сообщите о подозрительном звонке, уточните, все ли в порядке со счетом. Не лишним будет перестраховаться, сменить логин/пароль в онлайн-банк и перевыпустить карту. Кроме того, с подозрениями на финансовое мошенничество обращайтесь в Банк России по телефону 8 800 300-30-00 (для бесплатных звонков из регионов России), а также можно написать заявление через Интернет-приемную на сайте www.cbr.ru.
- Что делать, если мошенникам все же удалось похитить деньги?
- При несанкционированном списании средств, как можно скорее заблокируйте карту, позвоните в банк и сообщите о мошеннической операции. В течение суток вам необходимо зайти в отделение банка, получить выписку по счету, написать заявление о несогласии с несанкционированной операцией. Затем обязательно обратитесь в полицию с заявлением о хищении.
Банк вернет деньги, если списание средств произошло не по вашей вине, и вы вовремя оповестили банк о произошедшем. Однако если перевод был совершен при непосредственном участии клиента, то есть когда мошенникам удалось ввести его в заблуждение, и он сообщил им конфиденциальные данные, то по закону банк не сможет вернуть деньги. Именно поэтому необходимо обратиться и в банк, и в правоохранительные органы.
Чтобы ваши средства не пропали, будьте, пожалуйста, бдительны!