Никто не застрахован от ошибки при переводе денег. Вот такой типичный вопрос поступил от читателя: Мне нужно было перевести деньги другу на карту, но я ошибся, набирая цифры на телефоне. Куда ушли мои деньги и как их можно вернуть? Обратимся за консультацией к специалисту Банка России.
Отвечает начальник юридического отдела Отделения по Ярославской области ГУ Банка России по ЦФО Олег Масков:
Переводы по номеру счета могут занимать несколько часов, а иногда даже до трех дней. Если вы осуществляли такой перевод, то сразу же позвоните в банк, есть шанс остановить платеж.
Переводы по номеру карты или телефона получателя уходят мгновенно. В этом случае возможен один из следующих вариантов. Может оказаться, что номера телефона, счета или карты, на который вы по невнимательности пытались отправить деньги, не существует. И тогда платеж не пройдет. При переводе по номеру несуществующей карты или телефона банк сразу же сообщит, что не может найти счет получателя и отправить деньги. Если вы делали перевод по номеру счета, деньги попадут на специальный счет внутри банка и автоматически вернутся вам в течение недели. Когда именно — можно уточнить по телефону горячей линии банка.
Если ошибочный номер счета, карты или телефона оказался реальным и деньги получил незнакомец, вернуть перевод без его участия не получится. После того как деньги поступили на счет получателя, по закону он становится их владельцем. Но если деньги достались человеку по ошибке, это считается необоснованным обогащением. Получатель обязан их вернуть, если знает реквизиты того, от кого пришел платеж. Такими реквизитами могут быть номер телефона, карты или счета отправителя.
Что же в этом случае делать? Нужно сразу же позвонить в банк и сообщить, что произошла ошибка. Назвать точную дату, время и сумму перевода, который требуется отменить. Если банк еще не начал проводить операцию, он ее просто отменит. Если же кто-то все же получил средства, придется прийти в отделение банка и составить письменное заявление о возврате ошибочного платежа. При этом стоит попросить сотрудника банка выдать вам квитанцию о совершенном переводе и сделать копию заявления с отметкой, что банк его принял. Банк не обязан возвращать деньги, которые перевел по поручению клиента. Но менеджер банка может проконсультировать, как лучше действовать в этой ситуации. Если не удастся найти получателя или он откажется добровольно возвращать деньги, вы имеете право обратиться в суд, ссылаясь на Гражданский кодекс (ст. 1102 о неосновательном обогащении).