Ярославский губернатор считает кластерный подход эффективным инструментом привлечения инвесторов и развития местных компаний.
Основная ставка делается на традиционные для региона направления — двигателестроение, автокомпонентное производство и туризм. Причем туристические дела пользуются особым вниманием: ряд городов области входит в «Золотое кольцо», но есть возможность увеличить туристический поток еще больше…
— В сентябре пройдет первое заседание обновленного состава госкомиссии по подготовке к празднованию 1000−летия Ярославля. Процесс курирует лично президент РФ Дмитрий Медведев. Планируется ли изменение структуры и объемов финансирования подготовительных работ?
— Такая необходимость есть. Фронт работ большой, но потеряно очень много времени. Татарстан готовился к 1000−летию Казани пять лет, однако и ему с его ресурсами не все удалось решить. Но все же, думаю, мы наверстаем упущенное время, тем более что с юбилеем работа не заканчивается.
Мы предложили внести изменения в распоряжение правительства РФ, принятое в 2006 году, которое утверждало перечень мероприятий по подготовке к 1000−летию Ярославля. Общий объем средств из федерального бюджета предполагался в размере около шести миллиардов рублей. Новое распоряжение, которое в целом согласовано и, я надеюсь, в сентябре будет утверждено, предполагает выделение из федерального бюджета около 20 миллиардов рублей. Причем общий объем с учетом финансирования из областного, муниципального бюджета, частных инвестиций превысит 36 миллиардов. Это приличная сумма, которая позволит нам подготовиться к 1000−летию, привести город в нормальное состояние, дать почувствовать ярославцам, что у их города юбилей.
— Почему потребовалось увеличить «бюджет юбилея»?
— Появились новые объекты, а ряд проектов потребовал более серьезного финансирования. Акцент хотим сделать на социальной составляющей. Это — переселение из ветхого жилья, реконструкция старого и строительство нового жилья, ремонт и прокладка новых дорог, восстановление памятников истории и архитектуры, реконструкция стадиона, укрепление и расширение набережной, строительство перинатального центра и других объектов.
— Вы перечисли новые проекты? Или часть из них была запланирована?
— Концертно-зрелищный центр, который появится в Ярославле, раньше не был включен в программу подготовки к 1000−летию. Работы по реконструкции дорожной сети (в частности, строительства юго-западной окружной дороги с мостовым переходом), по благоустройству набережной были запланированы в гораздо меньшем, чем сейчас, объеме.
— Вы не боитесь, что при такой масштабной реконструкции, тем более в столь сжатые сроки, может пострадать историческая часть города? Например, «случайно» снесут старинные дома, мешающие строительству какой-нибудь гостиницы или торгово-развлекательного центра.
— Мы стараемся, чтобы таких прецедентов вообще не было. Исторический центр Ярославля — это памятник ЮНЕСКО. Так что в этом вопросе у нас двойной, даже тройной контроль. Любое наше действие по изменению облика города весьма критично оценивается экспертами этой организации. А мы стараемся выполнять их рекомендации, чтобы не создавать дополнительных проблем и сохранять среду в городе. Тем более что это наше конкурентное преимущество. Вы знаете, что Ярославль, как и ряд других городов региона, входит в туристический маршрут «Золотое кольцо России».
В этом году по рекомендации ЮНЕСКО мы изменили внешний вид целого ряда объектов в городе. В частности, притча во языцех — проект строительства гостиницы Marriott на волжской набережной. Хотя это очень известная марка, но то, что было предложено — шестиэтажное кубическое здание — совершенно не вписывалось в архитектуру исторической части города. Мы предложили компании, получившей земельный участок и начавшей строительные работы, изменить все фасады, этажность. В итоге там согласились с нашими претензиями, а представители ЮНЕСКО согласовали этот проект.
А от строительства ряда объектов по рекомендации ЮНЕСКО мы вообще отказались. Согласно стратегии развития города, прежде всего будет застраиваться заволжская часть, где формируется сити-центр Ярославля. Это тоже поможет сохранить облик исторической части.
Заманить туриста
— Празднование такого большого юбилея, как 1000−летие, позволяет городу и всему региону пользоваться повышенным вниманием федеральных властей со всеми вытекающими отсюда благами. А в чем интерес бизнеса?
— По нашим подсчетам, на празднование 1000−летия к нам приедут около полутора миллионов человек. Интерес к Ярославлю, думаю, сохранится и после юбилея. Все это открывает огромные возможности для инвесторов, ведь увеличение туристического потока означает и увеличение спроса на услуги торговых, развлекательных, гостиничных объектов. Отсюда и такое количество, размах проектов, которые реализуются в Ярославле.
Острый дефицит сервисной инфраструктуры ощущается уже сейчас. Ежедневно Ярославль принимает 7−8 теплоходов с туристами. Но из-за нехватки гостиниц здесь развит туризм одного дня. Если же мы сможем улучшить инфраструктуру, то люди будут приезжать не только теплоходами, да и не на один день. А это увеличит доходы компаний, бюджета.
То есть у нас с бизнесом тут обоюдная заинтересованность. Сейчас компании возводят в Ярославле целый ряд гостиниц различного класса.
— Чего же они ждали? Ведь дефицит гостиничных номеров возник не сегодня.
— Они ждали нормальных условий. Когда тебе не дают землю по нормальным условиям и приходится идти по другому, более дорогостоящему пути, когда есть проблемы с техническим согласованием проекта — это серьезно сдерживает бизнес. Сейчас инвестиционный климат улучшается, растет туристический поток. Перспективы тоже понятные.
— А насколько, по вашим прогнозам, увеличится количество туристов в Ярославле?
— Как минимум в три раза. По нашим расчетам, ежедневно к нам будут приезжать несколько десятков тысяч гостей.
— Вы можете гарантировать бизнесу такой поток?
— Думаю, да. Ведь мы стараемся работать не автономно с какими-то структурами, которые строят гостиницы. Сегодня на рынке есть системные операторы, совместно с гостиничными сетями они двигают туристический бизнес.
Вот, например, ситуация с гостиницей, которую у нас строит мэрия Москвы совместно с «Интуристом»: затягивая сроки, они уже нарушают определенные схемы по привлечению и размещению туристов. Потому что у нас уже заключены соглашения с турфирмами, которые должны заполнять туристами эту гостиницу.
Потоки отрабатываются, и сейчас такого не бывает, чтобы построили гостинцу, а она оказалась невостребованной.
Недавно мы обсудили вопросы привлечения туристов с нашими партнерами из земли Гессен в Германии и планируем заказать у них проект по распределению туристических потоков и определению мест наиболее эффективного расположения гостиниц. Это будет сделано в масштабах всей области. Думаю, немецкие партнеры помогут нам и с поиском инвесторов. У них есть отработанные технологии, которые останется адаптировать к нашим условиям.