Ноябрьский локдаун усугубил положение ключевых игроков авторынка
- Каждый бренд из первой тройки сохранил двузначную отрицательную динамику продаж, а более двух десятков импортеров отчитались о падении сбыта
- В Kia и в Lada недосчитались почти трети покупателей
- Среди иномарок сменился лидер: место Kia Rio заняла Hyundai Creta
- Лидером по росту продаж оказался Genesis (614 а/м, +1037%); аутсайдерами – Volkswagen (4 602 а/м, -55%), Lexus (908 а/м, -59%), Audi (614 а/м, -66%) и Subaru (232 а/м, -63%)
- Впервые за всю историю продаж Suzuki в России Jimny обогнал другие модели марки
Рынок падает пятый месяц подряд
Закрытие салонов в первые восемь дней ноября не прошло бесследно. Рынок испытал очередное двузначное падение в 20,4% по сравнению с октябрем 2020, которое усугубилось падением относительного прошлого месяца. Кроме того, к стандартным стоп-факторам – дефициту и отсутствию поддержки со стороны государства – добавились дорожающие кредиты и нежелание многих дилеров снижать уровень доходности каждой сделки, к которому они привыкли в прежние месяцы. В результате конечная стоимость многих моделей автомобилей все чаще превышает возможности покупателей. Среди положительных изменений можно отметить тот факт, что наполняемость складов дилеров по ключевым объемообразующим брендам (Hyundai, Kia, Lada, Renault и Nissan) постепенно улучшается, а некоторые импортеры начали возвращать дилерам дополнительные поддержки и компенсации.
Сценарий продаж в ноябре оказался иным
В ноябре российский рынок почти всегда демонстрировал рост относительно предыдущего осеннего месяца. Но в 2021-м сценарий оказался иным. По данным АЕБ, было продано 125,5 тысячи новых легковых и легких коммерческих автомобилей (без учета машин марок BMW, Mini и Mercedes-Benz). Это на 20,4% меньше, чем за тот же период в 2020-м и на 2% хуже, чем в октябре текущего года. Всего за 11 месяцев было реализовано 1 439 045 а/м (+7% к 2020 году, но на 4% меньше к 2019). Бизнес, остановленный из-за локдауна в начале месяца, не спасли даже якобы хорошо налаженные онлайн-продажи. Об их успехах периодически заявляют иные дилеры, а также дистрибьютор Hyundai, рассказавший, что в ноябре реализовал через свой сайт рекордные за месяц 420 машин.
Каждый бренд из первой тройки сохранил двузначную отрицательную динамику продаж
Так, автомобили Lada были выданы лишь 26 373 покупателям (-31% в объеме продаж по отношению к ноябрю 2020 года). Положительная новость с производств АвтоВАЗа, по сути, всего одна: сборка Lada Largus немного стабилизировалась. Постепенно это позволяет увеличить продажи этой модели. В ноябре они составили 5 037 машин (+24% к ноябрю 2020 года), на 1,1 тысячу машин больше, чем в октябре 2021 года, и в 2,3 раза выше показателя сентября. Но лидеру рынка – Lada Vesta – похвастаться пока нечем. За ноябрь в Ижевске смогли собрать 9 035 машин (-23%). В Тольятти ситуация еще хуже. В ноябре Lada Granta собирали всего 8 дней из 20, в итоге в салонах продано лишь 7 231 а/м (-50%).
А вот среди иномарок сменился лидер: место Kia Rio заняла Hyundai Creta. Увеличение производства более высокомаржинального кроссовера на заводе под Санкт-Петербургом – отнюдь не случайность. Это совпадает со стратегий дистрибьютора. В цифрах продаж ноября это выглядит так: Hyundai Creta разошлась тиражом в 6 513 а/м. Это на 15% ниже, чем в ноябре в 2020-м, но почти вдвое больше, чем в октябре 2021 года. И спрос на эту модель позволяет ей расти еще выше. В то время как Kia Rio не досчиталась 43% покупателей – 5 682 а/м. В целом Hyundai в ноябре отметилась результатом 14 395 новых автомобилей (-17,5%). Продажи же Kia сократились почти на треть – 14 514 а/м (-31%). Кроме Rio, серьезным снижением сбыта в 40% отметился еще и Sportage (1 593 а/м). Похоже, что в преддверии появления машины следующего поколения к нынешней начинает снижаться интерес.
В виду отсутствия ежемесячной статистики по Mercedes-Benz и BMW место в десятке марок-лидеров снова у Haval. Именно этот китайский бренд продолжает наращивать продажи активней других (4 909 а/м, +202%). Причем почти половину сделок марке обеспечивает кроссовер Jolion (2 340 а/м), что дебютировал в России в текущем году. Однако лидером по росту среди всех «чайна»-марок остается другой новый бренд – Exeed (403 а/м, +291%), а самый резкий взлет на рынке по-прежнему демонстрирует Genesis (614 а/м, +1037%). Впрочем, все это пока скорее обусловлено низкой базой продаж прошлого года.
При этом ситуация на рынке остается для многих импортеров плачевной. Более двух десятков из них отчитались о падении сбыта. Более чем двукратным снижением отметились: Volkswagen – 4 602 а/м (-55%), Lexus – 908 а/м (-59%), Audi – 614 а\м (-66%) и Subaru – 232 а/м (-63%).
Также можно добавить, что чехарда с поставками у некоторых брендов иногда приводит и вовсе к редким статистическим достижениям. Так, у Suzuki (500 а/м, -42%) в бестселлерах впервые за всю историю бренда в России оказался нишевый вседорожник Jimny. Чтобы опередить остальные модели, марке хватило всего 207 сделок.
Прогноз итогов года
Денис Мавланов, эксперт маркетплейса Банкавто (цифровая платформа РГС Банка по покупке и продаже автомобилей)
Очередной локдаун наглядно доказал всю косность существующей офлайн-модели продаж автомобилей. Да и онлайн в нынешних российских условиях используется часто совсем не так, как хотелось бы дистрибьюторам. Больше для дополнительной прибыли, а не для удобства покупателей.
Тем не менее начало декабря оказалось достаточно бойким. Несмотря на постоянный рост цен и продажу автомобилей, слишком щедро укомплектованных опциями, спрос не спадает. Его подстегивают неопределенность ситуации с поставками в будущем и гарантированное повышение цен. Дистрибьюторы посчитали, сколько дилеры заработают на каждой сделке. И никто не мешает им теперь самостоятельно продолжать активно переписывать прайс-листы. Некоторые импортеры, к слову, уже запланировали рост цен, который в первом квартале 2022 года скорее всего составит в среднем 10-12%. Процесс остановит лишь очередное затоваривание складов.
Желание дилеров получить квартальный бонус дистрибьютора также может немного подстегнуть рынок. Переменной маржи во втором полугодии не было, например, у Kia и Hyundai, но она есть у целого ряда «китайцев» и в премиум-сегменте.
Однако уровень продаж декабря 2020 года (166,7 тысячи новых машин) – практически недостижимый показатель по нынешним временам. Декабрь 2021 скорее всего будет закрыт с цифрой продаж в 135-140 тысяч новых автомобилей. С учетом продаж BMW, Mercedes-Benz и Mini это означает, что годовой объем рынка составит примерно 1,67 миллиона новых машин (+4% к 2020 году).