Их доля среди продаж новых авто увеличилась до 31%. А лидером продаж SUV c полным приводом стал Renault Duster
Эксперты Банкавто (цифровая платформа РГС Банка) составили рейтинг полноприводных кроссоверов по итогам января. Список возглавил Renault Duster. Традиционный лидер общего рейтинга SUV по популярности – Hyundai Creta – в версии 4х4 оказался лишь на девятом месте, при этом ни одной китайской модели в двадцатке лучших не оказалось. Доля полноприводных кроссоверов среди продаж новых авто увеличилась в январе 2021 года до 31%, но все еще мала. Ситуация с долей 4х4 в России может измениться только в перспективе 3-5 лет, когда рынок будет плотнее наполняться гибридами и электромобилями, которые, как правило, имеют все 4 ведущих колеса.
Научиться делать автомобили с надежным полным приводом не так просто, как может показаться. Точность изготовления деталей любой системы 4х4 и их долговечность здесь не менее важны, чем при производстве мотора или коробки передач. При этом любой полный привод массового автомобиля еще и не должен стоить заоблачных денег. Похоже, что рейтинг популярности SUV c полным приводом и особенно доля проданных версии 4х4 у того или иного кроссовера вполне наглядно отражает, насколько удачными были совместные действия инженеров и маркетологов каждой марки.
Китайцы за пределами рейтинга
Так, лидер рейтинга SUV c 4х4 по итогам продаж в январе 2022 года не изменился: это Renault Duster, который разошелся в первый месяц года тиражом в 2961 экземпляр, то есть 98% покупателей этой модели выбрали версии с полным приводом. Toyota RAV-4 оказалась также стабильна в своих позициях: она на втором месте в рейтинге (2502 а/м; 91%), как и годом ранее.
При этом поменялся бронзовый призер. Продажи LADA Niva Travel увеличились в январе этого года почти вдвое, до 1290 а/м, тогда как Niva Legend, напротив, существенно – в 1,6 раза – ужалась в объеме продаж (1265 а/м). Оба российских вседорожника по-прежнему производятся только с полным приводом. Пятерку лучших замкнул Nissan X-Trail (1244 а/м, 77% доля 4х4).
С пятого по десятое места распределились следующим образом: Mazda СX-5 (1170 а/м, 80%), Volkswagen Tiguan (967 а/м, 78%), Mitsubishi Outlander (950 а/м, 82%), Hyundai Creta (869 а/м; 21%) и Nissan Qashqai (798 а/м, 43%).
И, наконец, во второй десятке (объем продаж от 446 до 759 а/м) оказалось пять универсальных вседорожников – Toyota LC Prado и LC300, UAZ Fermer/Combi и Patriot, Mitsubishi Pajero Sport. Все они по умолчанию имеют 4х4 разной степени сложности. Кроме того, среди честных кроссоверов с полным приводом в топ-20 нашлось место двум Kia (Seltos и Sportage), Skoda Kodiaq, Hyundai Tucson и Nissan Terrano.
Примечательно, что ни один китайский вседорожник с полным приводом по итогам января 2022 года в рейтинг популярных полноприводных кроссоверов не попал. Можно вспомнить, что производители автомобилей из Поднебесной изначально (то есть 15-20 лет назад) заходили на наш рынок с полноприводными пикапами. Однако их «джипы» тех времен в целом и система трансмиссии в частности были столь ненадежны, что некоторые марки и сегодня не могут избавиться от негативного имиджа. Немаловажен здесь и вопрос цены с учетом доплаты за 4х4. Пока покупатели чайна-джипов чаще предпочитают голосовать рублем за моноприводные версии.
В ближайшей перспективе
Не секрет, что кроссовер в России многие продолжают покупать только потому, что он прежде всего выглядит солидней легковушки. При этом способность автомобиля уверенней преодолевать сугробы в расчет опрометчиво не берется. Только этим можно объяснить тот факт, что в России, где в среднем 4-5 месяцев в году длится зима, а дороги редко бывают чистыми и сухими даже летом, по-прежнему велика доля «джипов» с приводом на одну ось.
Тем не менее, число полноприводных кроссоверов понемногу растет. Так, в январе 2022 года из 91 662 проданных новых автомобилей было реализовано лишь 28 687 кроссоверов с полным приводом или 31,3%. В январе 2021 их доля составляла 29,1% (26 911 а/м). Причем у некоторых SUV % версии с 4х4 за год вырос очень значительно (у Sportage и Tucson – на 18 п.п., у Tiguan – на 27 п.п.). Похоже, что пара последних снежных зим заставляет покупателей «джипов» подходить к покупке более вдумчиво. С другой стороны, у роста доли полноприводных версий может быть и другое объяснение. Во время дефицита автомобилей продавцы чаще старались сбывать дорогие 4х4 версии.
Можно напомнить, что, например, в горных районах Италии и Австрии, где достаточно долго лежит снег на шоссе, не только кроссоверы, но и обычные легковушки чаще всего продаются с полным приводом. Удобство и безопасность таких машин на скользских дорогах – один из ключевых факторов при их выборе клиентами. В России другая картина. И в ближайшем будущем едва ли можно рассчитывать на то, что доля SUV c 4х4 приблизится у нас к 50%. Доплата за полный привод чаще всего немаленькая – редко бывает ниже 100 тысяч рублей. Для бюджетных (до 1,5 миллиона рублей) автомобилей это существенная прибавка. А относительно дешевых вседорожников с постоянным полным приводом (LADA Niva Legend и Travel) и недорогих «джипов» с подключаемым 4х4 (UAZ Patriot и некоторые пикапы) остается все меньше. Ситуация с долей 4х4 в России может измениться только в перспективе 3-5 лет, когда рынок будет плотнее наполняться гибридами и электромобилями, которые, как правило, имеют все 4 ведущих колеса.