Денис Мавланов, эксперт маркетплейса Банкавто (цифровая платформа РГС Банка), оценил прогноз Минэкономразвития о будущем электрического транспорта.
Согласно «Концепции по развитию производства и использования электрического автомобильного транспорта в Российской Федерации на период до 2030 г.»., к 2030 году число электромобилей будет доведено до 1,4 миллионов, и Минэкономразвитию эта цифра кажется реальной. Увеличивать электрический автопарк планируют с помощью стимулирующей 25% скидки на покупку новых транспортных средств по программе льготного автокредитования и лизинга. Но дисконт будет применим исключительно к локализованным машинам. В Минэкономразвития особо отметили, что внутреннее производство даст дополнительные рабочие места как в отрасли электротранспорта, так и в смежных сферах, а также создаст благоприятную основу для инвестиций в исследования и развитие новых технологий.
Надежды на продление нулевой пошлины нет
Будущее электротранспорта в России с четкой концепцией развития выглядит довольно обнадеживающе, цифры продаж электрокаров который год показывают бурный рост, но есть важный нюанс. В 2020 году на всю Россию пришлось 6 тысяч проданных электрокаров, из которых 5,3 тысячи — с пробегом. По данным «Автостата», первенство по продажам новых электромобилей принадлежит Porsche Taycan, на втором месте — Audi e-tron, третий — Jaguar I-Pace. Чтобы купить любой автомобиль из ТОП-3, придется выложить как минимум 7-8 млн рублей. Закономерно, что при такой высокой стоимости количество Porsche Taycan, проданных за первое полугодие этого года, — всего 326. Объем продаж подержанных электрокаров превышает эту цифру более чем в 15 раз. При этом больше половины машин купили жители Дальнего Востока (с правым рулем). Как следствие, самая большая доля в электрическом автопарке страны сейчас за Nissan Leaf. Следующий за ним по популярности BMW i3, замыкает тройку лидеров — Tesla Model 3. И это все с нулевой пошлиной и условно доступными ценами.
На этом фоне доля новых машин выглядит уже не так внушительно, даже с учетом ее роста на 95% по сравнению с 2019 годом. Получается, что в контексте общих продаж растущий рынок электромобилей складывается из доступного импорта. С какими результатами закроется 2022 год, в котором не будет нулевой пошлины и, скорее всего, локализованных электрокаров, — большой вопрос.
Продлевать нулевую пошлину Минэкономразвития не будет, так как не собирается поддерживать импорт таким образом. В ведомстве пояснили, что за время действия нулевой ставки в стране значительно увеличилось количество электрокаров с пробегом, что влечет за собой риски для инвесторов, планирующих организовать на территории России производство недорогих электромобилей. Поэтому с начала 2022 года при ввозе электрокара придется заплатить 15% от его таможенной стоимости.
Мощность российских электрических зарядных станций отстает на старте
К 2030 году количество электрических зарядных портов планируют довести до 140 тысяч. Цифры, на мой взгляд, кажутся нереальными даже с учетом частных зарядок, но главная проблема даже не в их количестве, а в мощности. На сайте мэрии Москвы в планах обозначены зарядные станции на 22 кВт и 50 кВт. За границей активно движутся в сторону 120, 150 и более кВт, причем этому потворствуют сами производители, наращивая емкость батарей. С учетом этого может сложиться ситуация, в которой наша сеть устареет в процессе своего развития, будучи не готовой к аккумуляторам, выросшим по мощности в пять или даже в десять раз.
Отдельное внимание стоит обратить на плотность расположения зарядных станций. В больших городах (и особенно в столице) с ними проблем нет. А вот заявленные ведомством 100-километровые интервалы на трассах даже в среднесрочной перспективе выглядят утопично. В Германии, Швеции и США экспериментируют с зарядками от дороги, отменяющими саму потребность в электрических портах. Так, в американском штате Мичиган недавно объявили о старте проекта по строительству участка трассы, который будет в автоматическом режиме осуществлять беспроводную зарядку электрокаров. Здесь речь идет уже даже не о мощности зарядных станций, а о будущем после них. Подобное дорожное покрытие позволит водителям электромобилей не думать о запасе хода. Но это пока не наша история.
Ожидание и будущая реальность 2030 года: 1,4 млн электрокаров или 100 тысяч?
Еще один момент, который отличает нашу электрическую инфраструктуру от зарубежной — сравнительно небольшое количество частных хозяйств. Проще представить зарядные станции и электрокары в небольших европейских поселках, чем в российской многоэтажке, даже если в подземном паркинге есть место для зарядки. Многих такое «бытовое неудобство» может остановить от покупки электромобиля.
Для сравнения, в планах Евросоюза запретить в 2035 году любые машины с двигателем внутреннего сгорания. Вне закона окажутся в том числе гибриды. Производители уже сейчас вовсю перестраивают модельные линейки на электрическую тягу, приспосабливаясь к новым реалиям. В США и Китае озвучиваются аналогичные планы, которые активно поддерживаются государством, развивающим инфраструктуру и субсидирующим потребителей. Российская электротранспортная отрасль в данном контексте пока неконкурента ни на внутреннем, ни на внешнем рынке. С учетом всех перечисленных стоп-факторов развития рынка электротранспорта в нашей стране сейчас к обозначенному министерством сроку в 2030 году реальной видится цифра в 100 тысяч машин, а не в 1,4 миллиона. И это только с условием выбора из локализованных электромобилей. Ведь международные концерны должны увидеть в России потенциал для сбыта, чтобы добавить на отечественные конвейеры производство своих электрокаров.
Бесспорно, ключевая роль в данном процессе отводится именно государству в части различных мер поддержки как в области нормативно-правовой базы, так и в направлении разработки программ субсидирования производителей и покупателей. В этом направлении стоит отметить роль госкорпораций и их инвестиций в российский автопром. Так, «Русгидро» и «Россети» занимаются развитием сети зарядных станций для электромобилей, а в сентябре об инвестициях в производство литий-ионных аккумуляторных ячеек и систем накопления энергии в Калининградской области заявила компания «Рэнера» (входит в топливную компанию «Росатома» ТВЭЛ).
И наконец, поправить ситуацию с доступностью электрокаров также могли бы банки с их специальными условиями кредитования. Но пока машины на зеленой энергии банкам не настолько интересны: всего 0,5% кредитов в настоящее время выдается на покупку электромобилей. Развитие в этом направлении станет возможным только с увеличением продаж. Для их роста необходимо максимально качественно решить все вопросы, останавливающие развитие электротранспорта в России.