Банкавто: установки на водороде будут востребованными в общественном транспорте и промышленной технике

Сергей Власов, эксперт маркетплейса #Банкавто (платформа РГС Банка), проанализировал ситуацию на российском и международном рынке водородного топлива, оценив, в каком виде транспорта водород окажется наиболее востребованным в ближайшее время.

Водородная история в России

Водородная история у нас в стране развита куда меньше электрической, успешно работающей хотя бы в рамках столичного общественного транспорта. В декабре 2020 года президент поручил разработать альтернативу электробусу с силовой установкой на водороде. Первые результаты должны показать в 2023 году: в этом году должен быть начат серийный выпуск водородного коммерческого транспорта, о чем заявил на днях глава Минпромторга Денис Мантуров. После этого данный тип транспорта планируется включить в программы льготного лизинга.

Также в этом году к водородной теме зашли с другой стороны, анонсировав первый отечественный легковой автомобиль на водородных элементах. Им стал «президентский» Aurus Senat. Правда, его презентовали с оговоркой Мантурова, который уточнил, что выпуск подобных машин возможен только в долгосрочной перспективе. Да и чтобы был спрос, нужна инфраструктура. Поэтому в планах наших властей уже есть водородные автозаправки: первая открылась в 2020 году в подмосковном наукограде Черноголовка, а к 2030 году их число хотят довести до 1,2 тысяч. Однако широкому распространению водородных машин сегодня мешает не только отсутствие инфраструктуры водородных заправок, но и слабо развитая водородная энергетика.

Российское водородное топливо

Несмотря на то, что водородные технологии в отечественных реалиях пока существуют в виде отдельных задач, все чаще они появляются в повестке на федеральном уровне. Так, в рамках Восточного экономического форума о планах производить на Сахалине экологически чистое водородное топливо сообщил губернатор области Валерий Лимаренко. Прогнозируемый объём – 30 тысяч тонн. Регион технологически готов и обладает необходимыми природными ресурсами. Вероятно, именно завод в Сахалинской области станет одним из первых перспективных объектов Восточного водородного кластера, который будет ориентирован на экспорт в страны Азии (речь идёт о японском, корейском и китайском рынке).

Цена топлива

Близость к потребителям позволит обеспечить конкурентоспособную цену продукта, ведь расходы на транспортировку и хранение составляют почти половину цены водорода. Остальная половина – это высокая стоимость производства, которая является главной особенностью водорода в принципе. Получение так называемого «зеленого» водорода из возобновляемых источников энергии стоит дороже, чем «добыча» электричества. Причем с использованием существующих технологий этот разрыв в обозримом будущем не устранить. Отчасти поправить ситуацию можно «желтым» водородом, получаемым из энергии АЭС, его стоимость сопоставима с ценой производства электричества. Однако это все равно дорого для конечного потребителя.

Инфраструктура

При этом цена топлива – не единственная проблема. Пробелов в будущем таких машин пока не в пример больше, чем у электрокаров, уже прижившихся у нас, хотя и с оговорками. Водородным установкам на 1 км пути требуется в 2,5 раза больше электроэнергии из возобновляемых источников, чем электрокарам. То есть на водородную заправку придется тратиться больше, чем на зарядку из розетки. С другой стороны, преимуществом транспорта на водороде является тот факт, что заправок для них нужно в среднем меньше, чем зарядных станций для электрокаров. Так, ГАЗ на выставке Comtrans-2021 представил водоробусы с увеличенным запасом хода. Они могут проехать на одной заправке 350 км. Этого более чем достаточно даже для самых длинных городских маршрутов. Его испытания планируется провести на улицах Москвы в 2022 году, а первые околосерийные образцы должны появиться в 2023.

Мировая практика

В мировой практике серийные автомобили, работающие на топливных элементах с водородным двигателем, уже есть у корейских и японских производителей. Сейчас за лидерство в этом сегменте борются концерны Toyota Motor (пионер в производстве автомобилей с водородной установкой) и Hyundai Motor, которой в прошлом году стал крупнейшим производителем легковых автомобилей на водородном топливе с долей рынка в 70%.

Сегодня самым современным автомобилем Hyundai на водородных топливных элементах является кроссовер Nexo, представленный в 2018 году. Компания Hyundai Motor активно развивает направление автомобилей на водородном топливе в рамках стратегии популяризации водородной энергии. Недавно были представлены очередные 2 прототипа, которые функционируют на водородных топливных элементах – спорткар Vision FK и беспилотная фура для контейнерных перевозок под названием Trailer Drone. А к 2028 году компания планирует полностью перевести линейку коммерческого транспорта на использование водородных топливных элементов.

Всего в мире в первом полугодии 2021 года было продано более 9000 автомобилей на водородных топливных ячейках (трехкратный рост рынка за год). По итогам 6 месяцев распределение сил изменилось: Hyundai сократила долю до 51,7 %, Toyota заняла 40,9 % рынка, у Honda – 1,6 %.

Cегодня практически все крупные автоконцерны занимаются разработкой водородных новинок и постепенно выводят их на рынок: свежие примеры – фургоны Stellantis и Renault. Корпорация Stellantis в принципе объявила водородные силовые установки одним из приоритетов своего развития и хочет первой вывести на рынок серийные водородные LCV. Водородными автомобилями сегодня также активно занимаются GM, BMW, Jaguar Land Rover, Great Wall.

Прогнозы

Водород на данный момент – единственная разумная альтернатива ДВС, к этому склоняется руководство многих стран. И при соответствующей господдержке эта отрасль с наибольшей вероятностью получит активное развитие как в России, так и в мире. К примеру, к 2050 году, по мнению межотраслевого международного Водородного совета (Hydrogen Council), водородная энергетика сможет покрывать 18% мировых потребностей в энергии.

Первым шагом в направлении водородного коммерческого транспорта с российским настоящим стало подписанное на днях соглашение о сотрудничестве между отечественным КамАЗ и швейцарской компанией GreenGT. В планах компаний обозначена совместная разработка промышленных грузовиков с электрическим приводом на водородной тяге.

Однако развитию водородной темы в легковом сегменте мешает проблема инфраструктуры, в которой, кроме государственных денег, пока других не предвидится. Отсутствие спроса не заставит инвесторов работать «на перспективу». Сюда же добавим стоимость водородных машин, которые в ближайшей перспективе дешеветь не будут. Субсидировать покупку такого транспорта «частниками» у государства в планах также нет.

Можно предположить, что в России в течение следующих 5 лет установки на водороде станут частью комтранспорта, промышленной техники и займут свою долю на железной дороге, а вот легковые автомобили в обозримом будущем останутся прерогативой энтузиастов.

Организации, указанные в новости
Тэги

Похожие новости

Комментарии к новости «Банкавто: установки на водороде будут востребованными в общественном транспорте и промышленной технике»
Еще не написано ни одного отзыва. Будьте первым.