За первое полугодие 2020 года в Банк России поступила 51 жалоба от жителей ярославского региона, которые сообщили о фактах навязывания кредиторами дополнительных платных услуг, таких как необязательные страховки, СМС-информирование и юридическая помощь. Кредиторы, нарушая закон, позиционировали клиентам дополнительные услуги как обязательные при продаже банковских карт, а также заключении договоров потребительского кредита/займа, ипотеки и автокредита.
Российское законодательство запрещает навязывать приобретение одних товаров, работ или услуг при покупке других, а также дает заемщику право отказаться от дополнительной платной услуги, не потеряв при этом возможность получить кредит или заем. За соблюдением этих норм следят Банк России и Роспотребнадзор. Ведомства направили совместное письмо в банки, микрофинансовые организации, кредитные потребительские кооперативы и сельскохозяйственные кредитные потребительские кооперативы, где обратили внимание на недопустимость навязывания дополнительных услуг. Банк России и Роспотребнадзор напомнили, что любые условия договора, нарушающие установленные законом права потребителя, признаются недействительными.
"При заключении договоров на получение той или иной финансовой услуги нужно всегда внимательно читать договор. Это можно сделать и дома, в спокойной обстановке, советуясь со своими родственниками или юристом. У вас всегда есть 5 дней на изучение договора, в течение которых его условия не могут измениться. Особое внимание уделяйте строкам с наименованием дополнительных услуг", - советует заместитель управляющего ярославским отделением Банка России Евгений Ефремов.
Если вы столкнулись с нарушением ваших прав при получении финансовых услуг, можно обратиться в Интернет-приемную Банка России на сайте cbr.ru или по телефону 8-800-300-30-00.