РГС Банк, банк для автомобилистов (входит в группу банка «Открытие»), опросил россиян, планирующих покупку авто в течение ближайшего года: большинство (63%) намерены совершить покупку не раньше, чем через 10-12 месяцев. Среди основных причин отсрочки автолюбители назвали рост цен на авто (61%) и нестабильность экономической ситуации (35%).
Еще 16% респондентов готовы купить автомобиль в течение 4-6 месяцев, 14% – в течение 7-9 месяцев, и только 7% уже практически определились с покупкой и приобретут машину в течение 1-3 месяцев. Год назад к покупке авто в ближайшие месяцы были готовы почти в 2 раза больше опрошенных (12%), а в сроки от 4 до 6 месяцев машину панировала приобрести треть респондентов (29%).
Купить автомобиль в ближайшие полгода чаще намереваются россияне 18-30 лет (26%) и 31-45 лет (25%), чем респонденты более старшего возраста. Автолюбители от 55 лет и выше, наоборот, хотели бы подождать около года (75%) и выбрать машину, не спеша.
Большинство опрошенных (61%) назвали рост цен главным фактором, повлиявшим на их планы по срокам покупки автомобиля. Среди них 34% хотят отложить приобретение машины, чтобы подождать выгодных сезонных предложений, а 27%, наоборот, постараются быстрее купить авто, потому что цены растут с каждым днем. При этом из-за роста цен откладывать приобретение машины чаще склоны женщины (36% женщин против 34% мужчин), а мужчины – ускорять процесс покупки (27% мужчин против 25% женщин). Чаще других готовы переносить срок покупки автомобиля, чтобы дождаться более выгодной стоимости, респонденты старше 55 лет (39%).
Второй по значимости фактор изменения планов – нестабильность экономической ситуации. 35% россиян планируют немного отложить покупку, чтобы некоторое время понаблюдать за тенденциями рынка автомобилей. Не спешат с приобретением авто из-за экономического спада чаще женщины (39%), чем мужчины (35%).
Еще 16% опрошенных останавливает рост ставок по кредитам. Однако, как и в случае с ростом цен, сложившаяся ситуация толкает россиян к разным стратегиям поведения. 10% респондентов готовы подождать более выгодных кредитных предложений, а 6% – планируют поскорее определиться с покупкой, пока ставки по кредитам еще привлекательны для них.
Приостановление программы льготного автокредитования при этом не оказало серьёзного влияния на решение потенциальных автовладельцев. Только 5% респондентов перенесли планы по приобретению авто, потому что ждут ее возобновления.
Различается и покупательская стратегия россиян, назвавших дефицит автомобилей на рынке главной причиной, которая повлияла на планы по срокам покупки. 7% опрошенных отложили приобретение машины до того момента, пока не пополнятся склады автопроизводителей, а 6% – напротив, ускорились с покупкой, пока есть из чего выбирать.
И наконец, 8% россиян свои планы по покупке автомобиля никак не поменяли и собираются приобрести личный транспорт в точно назначенный срок. Чаще всего такой ответ давали респонденты в возрастной категории 46-55 лет (12%). Год назад о неизменных планах по покупке авто, несмотря на текущую ситуацию на рынке, заявляли 15 % опрошенных.
Респонденты, не планирующие покупку автомобиля в ближайший год, среди основных причин назвали полную удовлетворённость имеющейся машиной (47%), недавнюю смену или покупку авто (35%) и недостаток средств на приобретение машины в настоящее время (27%).
«На рынке до сих наблюдается дефицит автомобилей и рост цен. Это данность, с которой мы продолжим жить в ближайшие месяцы. Поэтому для тех, кто утвердился в намерении приобрести или поменять автомобиль, единственно верное решение в настоящее время - оперативная покупка. Ожидание в сложившейся рыночной ситуации станет неудачной стратегией, — отметила член правления, директор по развитию розничного бизнеса РГС Банка Марина Дембицкая. — При этом лучше остановиться на машине ниже классом или в более простой комплектации, чем откладывать приобретение. Стоит также обратить внимание на рынок авто с пробегом, выбор на нем пока гораздо шире. Если выросшая цена автомобиля превышает запланированный бюджет, всегда можно воспользоваться выгодными кредитными программами, которые помогут совершить желаемую покупку».
* В исследовании приняли участие 1700 респондентов в возрасте 18+, география исследования – города России с населением 500 тыс +, метод сбора данных – анкеты на самозаполнение, онлайн-опрос, данные – сентябрь 2021 года.