Мы собрали памятники, которые показывают коллег-почтальонов в различных жизненных ситуациях.
Потеря маршрута
В подмосковном городе Долгопрудном в парке стоит бронзовая двойка лошадей, запряженных в коляску. Они прискакали сюда в 2007 году, когда отмечалось 50-летие города, на месте которого прежде находился поселок Дирижаблестрой, где жили и работали уникальные специалисты. Через год к паре лошадей присоединился почтовый ямщик. И сразу стал поводом для возникновения городской легенды.
Мол, обычная жизненная ситуация: ямщик заплутал на Рогачевском торговом тракте, по части которого проходит современное Лихачевское шоссе. Вот и вышел бедолага из повозки – осмотреться по сторонам и свериться с картой.
Между прочим, точная копия этой повозки с конями – памятник работы белорусского скульптора Владимира Жбанова «Экипаж губернатора Захария Корнеева» – стоит на площади Свободы в Минске. Корнеев стал первым губернатором города после вхождения Белоруссии в состав Российской империи. И там, и в Долгопрудном дети с радостью залезают в экипаж.
Виды связи
А вот еще одна жизненная ситуация, из которой могла бы получиться красивая романтическая история. Мы, конечно, можем верить путеводителям, рассказывающим, что это просто скульптурная группа «Связист и почтальон». Она появилась на самой старой улице Елабуги в Татарстане в 2007 году. В бронзе увековечены два работника отрасли связи.
Монтер работает на столбе – но проводами ли заняты его мысли? Да и молодая почтальон глядит явно на монтера, а вот думает ли о доставке – это еще вопрос. И в самом деле, жизнь не должна и не может состоять из одной только работы. Однако пока общественность выяснила лишь, что у скульптуры почтальона есть прототип: женщина, которая после войны работала в местном отделении связи.
Ямщик-дальнобойщик
Всякий, кто знаком с историей почты, знает, что до появления в России железных дорог ямщики фактически держали монополию не только на пассажирские, но и на коммерческие грузовые (а значит, и почтовые) перевозки силами своего гужевого транспорта. Пожалуй, самый яркий их представитель в бронзе находится на набережной якутского Ленска с 2005 года. Монумент здесь установлен неслучайно: первая ямская станция была открыта на нынешней территории города еще в XVII веке.
Ямщик, правящий тройкой лихих жеребцов, запряженных в сани — один из символов города. Скульптурная композиция «Тройка» посвящена всем, кто в тяжелых условиях севера по непроходимым местам доставлял грузы для Якутии и строительства городов. Считают своим этот памятник и современные дальнобойщики: они тоже вносят свой вклад в жизнь и развитие алмазного края.
Работа над ошибками
Памятник почтальону в Тюмени открыли в 2013 году, как это часто бывает, у здания Главпочтамта. Скульптура изготовлена из стеклопластика с имитацией бронзы. Женщина стоит у ящика для писем, держа в руке конверт с адресом. С ним и оказалась связана тоже вполне жизненная история, в которую попал этот памятник. Первоначально адрес Главпочтамта был написан с лишней буквой п: «ГлавпочтамПт».
Заметили ее, конечно, сразу и исправили уже к вечеру следующего дня. Следы «корректорской правки по стеклопластику» можно заметить, если внимательно приглядеться к конверту. Но это не мешает тюменцам гордиться своим собственным памятником почтальону, который к тому же был построен на пожертвования горожан и организаций. Их полный список можно найти на обратной стороне почтового ящика.
Завершая тему ошибок, исправим одну из них и мы. В прошлой части нашего рассказа о памятниках почтальонам мы рассказали и о том, который в форменной фуражке, с фирменной сумкой через плечо и своим велосипедом остановился отдохнуть напротив Дома связи – разумеется, нижегородского, а не новгородского или какого-то еще. Хорошо, что мы не перепутали, например, «ямщик» и «ящик» или «монтер» и «ментор». В жизни ведь всякое случается.