Дмитрий Козак на селекторном совещании довёл до сведения глав регионов уточнённую позицию Правительства РФ. Вкратце она звучит так: «Успехи или неуспехи в сфере ЖКХ и его реформирования — ключевой критерий, по которому будет оцениваться эффективность всей работы исполнительной власти».
Министр рекомендовал региональным властям (в нашем случае — правительству области) разработать такую же систему жёстких проверок с обязательным рейтингом — результатом, для всех муниципальных образований. В рейтинге итоги будут оцениваться в беспристрастных цифрах.
Селекторное совещание чётко показало: кто в России флагманы реформы, а кто плетётся в хвосте. Участвовали в совещании 89 регионов, но прямой диалог Министерство регионального развития вело только с десятью, в основном — с самыми проблемными, вызывающими тревогу федерального правительства. Разница между передовиками и аутсайдерами громадная. Татарстан (традиционно благополучный регион) готов к зиме уже сейчас на 80 процентов по любому показателю. А из фонда содействия реформированию ЖКХ Татарстан получил астрономическую, по сравнению с другими областями, краями и республиками, сумму — 4 миллиарда 200 миллионов! Такие успехи дались непросто. Ведь для законного отчёта перед Москвой Казани требуется представить не только акты по проведению капитального ремонта, но и протоколы от жителей отремонтированных домов. И чиновники Татарстана, чтобы не ударить в грязь лицом по части документов перешли на круглосуточный(!) режим работы.
Однако Татарстан выглядит почти «лучом света в тёмном царстве». В большинстве других регионов проблемы содержания жилья решаются с очень большим «скрипом». Ярославль, к чести своей, занимает в «предзимнем» списке весьма достойное место. В число «вызванных на ковёр» (то есть приглашённых к прямому диалогу с Дмитрием Козаком) Ярославская область, к счастью, не вошла. Готовность области к зиме — чуть ниже уровня самых благополучных и богатых регионов — по готовности котельных, тепловых сетей — везде показатели превысили цифру 70 процентов, водопровод готов на 87 процентов. Лишь в одном вопросе отставание — в связи с «нефтяным бумом» жидкого топлива для котельных пока запасли менее половины от нужного объёма. Но зато запасов твёрдого топлива уже сейчас хватит на полторы таких области, как наша, так что замёрзнуть зимой никому не грозит. Стиль сегодняшнего руководства ЖКХ области ясно выражен в том, что социальные объекты (больницы, школы, дома престарелых) готовы к зиме полностью. Лучше положение только в самых богатых (Татарстан) или сугубо дотационных (Архангельск) регионах. А среди областей, не «сидящих на нефти» или не купающихся в золотом дожде ежегодной федеральной помощи, мы — одни из лучших.
НЕ СПИТЕ, ЛЮДИ!
Однако основным вопросом качества нашей жизни остаётся всё-таки не сиюминутное «как зиму пережить», а стратегическое «как принять полномасштабное участие в реформе ЖКХ, как сделать наше жильё по-настоящему комфортным и как на это получить средства из фонда содействия реформированию ЖКХ». Сегодня осваиваются средства по заявкам «первой волны», вот-вот поданы будут заявки второй очереди и готовится третья.
«Локомотивами реформы» в нашей области можно назвать Ярославль и Углич. Во вторую очередь получения федеральных денег на капремонт по планам правительства области должны попасть Переславль, Любим, Мышкин, Ростовский район, Рыбинск и Рыбинский район, Борисоглебский район. И в третью (в марте 2009 года) — все без исключения города и веси Ярославской области.
Консолидированный объём средств первой заявки, направленных на капремонт и расселение ветхого и аварийного жилья, достигнет 700 миллионов. Это, конечно, не «золото» Татарстана, но и не магаданские «слёзы». Директор департамента строительства Константин Устюгов отметил, что помощь в капремонте и расселении имеет форму субсидий, и получателям помощи — муниципальным округам — придётся серьёзно поработать, чтобы выполнить все условия их получения.
Как ни парадоксально, но сегодня основное препятствие для того, чтобы сделать наше жильё нормальным… мы сами. Главы некоторых районов предпочитают популистские ходы серьёзной повседневной работе. Конечно, один раз перерезать красную ленточку перед входом в новую школу (построенную на областные деньги) главе района и приятнее, и для рейтинга полезнее, чем ежедневно, скрупулёзно работать, добиваясь выполнения 12 пунктов требований, по которым выделяются миллионы из федерального бюджета на ремонт в сотнях домов.
Население тоже привыкло думать, что вся коммунальная реформа — это только бесконечное повышение цен, и не верит никаким инициативам «сверху». Пассивность муниципальных властей и несознательность жителей не дают выполнить одно из главных условий получения федеральных субсидий — создания товариществ собственников жилья (ТСЖ).
А нужно просто «проснуться» и согласиться взять управление домами в собственные руки — откладывавшийся десятилетиями капитальный ремонт или переселение из барака в новую квартиру станут реальностью. Лидеры по созданию ТСЖ — Ярославль и Углич. Именно они получат из фонда содействия соответственно 209427 и 21689 тысяч на капитальный ремонт многоквартирных домов и 117194 и 28961 тысячу — на расселение аварийного жилья.
Представляете: 377 миллионов, которых просто не было в бюджете? А ведь получены они во многом благодаря активному созданию ТСЖ… При этом особенно показательна работа угличан. В Ярославле ТСЖ создаются при вновь построенных домах, а угличские власти сумели разъяснить выгоду создания ТСЖ и жителям старых домов. На очереди — другие муниципальные образования. «Когда в начале 90-х хаотично создавались кооперативы, бешеными темпами росли цены, — говорит Константин Устюгов, — казалось, что всё очень плохо. В результате мы всё-таки пришли к цивилизованным, современным супермаркетам, в которые приятно зайти, в которых можно купить всё чего душе угодно. Сформирован конкурентный цивилизованный рынок товаров и услуг. Примерно то же происходит сейчас в системе ЖКХ. В эту сферу пришли коммерческие организации, готовые обслуживать и ремонтировать ваши дома, поставлять вам газ, тепло и воду, вывозить мусор. Да, остаются опасения по цене и качеству услуг, поэтому и покупателем этих услуг должен стать не отдельный владелец квартиры, а сообщество жильцов, которое будет покупать эти услуги, контролировать их качество, сроки выполнения и производить оплату. Остаётся через создание ТСЖ, через помощь федерального правительства, правительства области и муниципалитетов привести в порядок наши дома. Этот процесс уже начался, а насколько быстро он пойдёт — зависит от сознательности населения и от активности муниципальных властей».
ЗВОНЯЩИЙ ДА ОБРЯЩЕТ
Фонд реформирования ЖКХ готов доказать, что он работает для всего народа. Для этого создана «горячая линия» фонда.
По телефону 8-800-700-89-89 операторы фонда готовы выслушать как профессионалов от ЖКХ, так и жителей, желающих разобраться в вопросах коммунального хозяйства. Принимаются жалобы жильцов и общественных организаций на действия местных властей и строителей, на несоответствие официальной отчётности по капитальному ремонту и расселению ветхого жилья и истинного положения вещей. И вообще на все вопросы, связанные с работой фонда. Таким образом, Москва даёт понять, что наступил момент отчасти исторический — российская власть готова помочь реально улучшить качество жизни людей. Нужно лишь, чтобы власть местная и сами люди захотели эту помощь принять и сумели ею воспользоваться.