15 и 16 февраля 2009 года состоится фестиваль хоровой музыки имени священника и композитора Василия Зиновьева.
Два сборника духовных песнопений священника Василия Зиновьева увидели свет не так давно. Хотя в начале прошлого века они с завидной регулярностью печатались в издательстве Юргенсона.
Уроженец Ярославского края, выпускник Ярославской Духовной Семинарии, он всю свою жизнь был неутомимым тружеником: исполнял свой пастырский долг, преподавал, регентовал. С 1906 года отец Василий являлся регентом архиерейского хора в Ярославле. Хор вел активную концертную деятельность, о которой сегодня можно узнать из газетных сообщений и объявлений. Например, газета «Голос» от 17 февраля 1913 года приглашала в Волковский театр на концерт духовной музыки «Ярославского архиерейского хора под управлением регента священника Василия Зиновьева». В программу входили «новейшие произведения современных композиторов: Кастальского, Чеснокова, Рютова, Фадеева и друг.». Интересна приписка — «Вход духовным лицам разрешается». Поход священника в театр в начале века был делом не совсем привычным.
Помимо больших юбилейных концертов хор Зиновьева участвовал в регулярно проводившихся мероприятиях, чтениях-концертах, которые бесспорно влияли на поднятие религиозного просвещения.
Отец Василий Зиновьев был талантливым композитором, писал церковную музыку. Особенно он любил создавать ноты на тексты тропарей и стихир. Они составляют значительную часть его творческого наследия, которое, к сожалению, еще до сих пор до конца не исследовано. Многие рукописи или утрачены, или пока неизвестны. Надо отметить, что отец Василий не оставлял без своего внимания ни одно историческое событие, происходившее в Ярославской епархии и в России. Он написал кантаты к 200-летию преставления Святителя Димитрия, к 600-летию основания Толгского монастыря.
Его произведения открываются и сегодня. Например, ноты тропаря иконе Божией Матери Донской передал Людмиле Александровне Зуммер, исследователю жизни и творчества отца Василия, митрополит Симон (Новиков). Как он рассказывал, почему-то именно этот тропарь архиерейский хор исполнил при встрече Владыки Симона в Рязани, на Рязанской кафедре, которую Господь судил ему возглавлять в течение тридцати лет. С 1951 года Рязанской епархией управлял архиепископ Николай (Чуфаровский), уроженец ярославской земли и почитатель творчества Зиновьева. В семинарии Чуфаровский был учеником Зиновьева, впоследствии он сам делал музыкальные переложения. Рязанскую кафедру он возглавлял 12 лет. Предположительно, он и привез в Рязань ноты отца Василия Зиновьева. На рязанской земле Зиновьева часто поют и любят.
Уже будучи на покое, Владыка Симон всегда просил исполнить тропарь иконе Божией Матери Донской, который навевал на него воспоминания минувших лет. И преставился Митрополит Симон 1 сентября, в день празднования иконы Божией Матери Донской.
Вновь обретенные ноты стали настоящим подарком для Людмилы Александровны Зуммер. Также у Владыки нашлись ноты и тропаря Сретенья.
Буквально по крупицам она восстанавливала его жизненный путь. Ездила в Москву, копалась в архивах, причем один документ заставлял добираться до следующего. Очень хотелось знать действительность жизни отца Василия в сохранившихся документах.
— Отец Василий Зиновьев воскресил меня к жизни вновь в пору депрессий, — рассказывает Людмила Александровна Зуммер. — Он для меня явился новым воздухом, новым поворотом в жизни, я испытывала желание ближе познакомиться с его творчеством, издать его произведения, вернуть их в церковную жизнь. Хотя первым, кто натолкнул меня на размышления о ярославском священнике и композиторе Зиновьеве был владыка Иоанн (Вендланд). Еще до этого хор в Крестах под моим управлением исполнял его произведения, совершенно не зная, что это был за человек, священник, композитор, педагог. В начале 80-х в Крестобогородском храме одной из певчих была интеллигентная, светлая — можно даже сказать, светящаяся — старушка. Ее звали Вера Владимировна Замыцкая. Она следила за нотной библиотекой, переписывала ноты. Однажды на Троицу она как-то тихо дала мне ноты — Тропарь Троицы свящ. Василия Зиновьева. И каждый раз на службе она предлагала мне исполнять его произведения. Как выяснилось потом, она была певчей созданной после революции Сретенской капеллы под управлением отца Василия. Мы общались в течение 8 лет. Наверное, она многое смогла бы рассказать, но время ушло — тогда отец Василий меня не интересовал. Сейчас очень жаль. Когда стала собирать материалы, некоторые ноты нашла просто у себя дома, наводя порядок в бумагах.
Что-то дарили церковные бабушки. Их осталось не так много, и они как никто понимают, что «вся сила, вся важность в церковном пении заключается в словах молитвы».
Этому постулату всегда следовал и отец Василий Зиновьев. Самым известным его произведением явилось «С нами Бог!», которое на протяжении уже столетия является жемчужиной русской церковной музыки. В рождественские праздники оно — как вечное продолжение жизни, оно как в пасхальные дни — «Христос Воскресе», как один из паролей вечности, не подразумевающий никакого противоречия.
Талант отца Василия был многогранен: он положил на музыку самые разные церковные тексты. В начале своего священнического и творческого пути написал множество детских песен на слова великих русских поэтов. Даже в годы Первой мировой, служа полковым священником, он не оставлял своего призвания — сочинял песни. «Спите, орлы боевые» стала очень популярной в полку.
После революции отец Василий предпочел остаться в Церкви. Организовал при Сретенском храме капеллу, которая, не смотря на все трудности и тяготы наступившего времени, так же, как когда-то и архиерейский хор, давала концерты. Без музыки отец Василий не мог жить, она его спасала всегда, даже когда ему суждено было пережить гибель единственного сына и смерть любимой жены. Он во всем полагался на волю Божию. В 50 лет у него обнаружился рак горла. До конца дней своих он остался верен завету, данному самому себе в юношестве: «Нотки я покину только тогда, когда буду там, далеко… на том свете. Музыка — моя стихия, я ее добровольный пленник на всю жизнь». Похоронили отца Василия на кладбище Туговой горы, недалеко от храма Параскевы Пятницы.
Музыка священника Василия Зиновьева звучит до сих пор. Его последним местом служения в Ярославле стал Сретенский храм. И именно в дни празднования Сретения в епархии проходит Фестиваль хоров имени священника Василия Зиновьева. Вход разрешается всем желающим, включая и духовных лиц. Фестивль будет проходить два дня: 15 и 16 февраля. Место его проведения — концертный зал имени Собинова. Начало в 18:30. Одним из инициаторов хорового фестиваля стала Людмила Александровна Зуммер, регент с четвертьвековым стажем.
Программа фестиваля:
15 февраля: — 16.00 — Панихида по священнику Василию Зиновьеву. Сретенский храм (Депутатский переулок, дом 4). — 18.30 — Архиерейский хор Ярославской епархии. — Архиерейская детская певческая капелла. — Архиерейский хор Богоявленско-Анастасьиного кафедрального собора города Костромы. — Хоровые коллективы храмов города Ярославля. — Детская хоровая школа «КАНЦОНА». — Камерный хор «ВОЗРОЖДЕНИЕ». — Камерный хор «Юнона» Вологодского государственного педагогического университета — Хор Ярославского Государственного педагогического университета имени К.Д. Ушинского. — Ярославский камерный хор «ГЛАС» и другие.
16 февраля: — 18.30 — Хор Ярославской духовной семинарии и регентской школы. — Хоровые коллективы монастырей и храмов Ярославской епархии. — Концертный хор и хор мальчиков Вологодского детского музыкального театра. — Хор музыкального колледжа (Вологда). — Хоровая капелла «ЯРОСЛАВИЯ». — Детская хоровая студия «АЛЛЕГРО». — Мужской хор старинной русской музыки (Ярославль). и другие.
А также гости нашего фестиваля.
Билеты в кассе филармонии.