Комментирует директор территориального офиса Росбанка в Ярославле Татьяна Панова.
В большинстве случаев заявление в полицию по факту мошенничества пишет самостоятельно потерпевший.
Существует Федеральный закон от 20.10.2022 № 408-ФЗ «О внесении изменений в статью 26 Федерального закона «О банках и банковской деятельности» и статью 27 Федерального закона «О национальной платежной системе» об информационном взаимодействии Банка России и МВД России.
Закон предусматривает подключение МВД к автоматизированной системе ФинЦЕРТ Банка России, в которой содержится информация о счетах и банковских картах, которые используются злоумышленниками для вывода денежных средств, похищенных у граждан (база данных ФинЦЕРТ). Правоохранительные органы смогут быстро получать сведения о мошеннических операциях, включая информацию о получателях похищенных денежных средств. Такие запросы в ФинЦЕРТ Банка России, а далее по цепочке в кредитные организации, МВД сможет формировать на основе полученных от потерпевших обращений по факту мошеннических операций.
Важно помнить, что мошенники постоянно и очень быстро изменяют свои сценарии и скрипты обмана граждан, адаптируют их под текущую новостную повестку.
В настоящее время популярна следующая схема телефонного мошенничества: клиенту поступает звонок якобы из правоохранительных органов. Мошенники могут представляться сотрудниками различных силовых структур (полиции, прокуратуры или даже ФСБ), сообщая о подозрительной попытке перевода денежных средств на счета, подконтрольные и направленные на финансирование украинской армии. Далее под угрозой уголовного преследования потенциальную жертву запугивают и заставляют осуществить переводы.