ЕГРН – единый государственный реестр, в котором хранятся данные об объектах недвижимости, зарегистрированных после 31 января 1998 года.
Выписка из ЕГРН – документ, удостоверяющий государственный кадастровый учет, государственную регистрацию возникновения или перехода прав на недвижимое имущество.
Выписка из ЕГРН может понадобиться при подтверждении прав собственности или аренды, совершение сделок с недвижимостью (купля-продажа, залог, наследование), для информации о наличии обременений, оформлении ипотеки или приватизации квартиры, получение кредитов под залог имущества, разрешение споров в суде. Согласно закону, материалы из ЕГРН являются общедоступными, но часть из них конфиденциальна.
Так, к примеру, с 1 марта 2023 года сведения о правообладателе (фамилия, имя и отчество, дата рождения, реквизиты паспорта) по умолчанию не отображаются в выписке, если владелец (физическое лицо) не разрешил раскрывать эту информацию путем подачи заявления в Росреестр. Если разрешения нет, полные сведения доступны только ограниченному кругу лиц, а также сотрудникам госорганов, нотариусам, кадастровым инженерам, арбитражным управляющим.
Остаются открытыми сведения о правообладателях – юридических лицах. А вот индивидуальные предприниматели с точки зрения законодательства о недвижимости – физические лица, поэтому сведения о них также закрыты.
Получить выписку из ЕГРН об объекте недвижимости можно двумя способами:
1. Лично через центры госуслуг «Мои документы»;
2. Онлайн на портале госуслуг.
Напрямую прийти в ведомство и заказать выписку из ЕГРН нельзя.
Для получения выписки необходимо заполнить форму запроса, указав конкретный регион или отметив, что информация требуется «по всей территории России». Также необходимо отметить типы объектов, которые нужно проверить: например, только квартиры. Здесь же нужно выбрать дату, на которую проверяете сведения в реестре, или определенный период. Далее необходимо оплатить услугу и ждать справки.
Для получения сведений из ЕГРН вам понадобятся:
• заявление;
• документ, удостоверяющий личность.
Для получения сведений ограниченного доступа в некоторых случаях могут понадобиться дополнительные документы: если заявление будет подавать наследник, залогодержатель или доверенное лицо, а также если запрос будет подаваться в отношении имущества несовершеннолетнего до 14 лет.
Выписку из ЕГРН можно получить в двух формах:
1. на бумажном носителе;
2. в форме электронного документа, заверенного квалифицированной электронной подписью.
В первом случае документ можно получить лично либо по почте, во втором – в виде ссылки на электронный документ. Способ и форма получения указываются в заявлении.
Подать запрос на получение сведений из ЕГРН можно несколькими способами (независимо от того, где расположена недвижимость):
• лично в любом центре госуслуг «Мои документы» (сведения из ЕГРН на бумажном носителе предоставляются только, если запрос подается при личном обращении);
• почтовым отправлением в офис филиала Роскадастра по Ярославской области.
Если вам необходим документ, содержащий сведения ЕГРН, на бумажном носителе, но у вас нет времени получить его лично или ждать, когда он придет по почте, вы можете воспользоваться услугой выездного обслуживания Роскадастра.
Для ветеранов Великой Отечественной войны, инвалидов Великой Отечественной войны, инвалидов I и II групп (при предъявлении подтверждающих документов) услуга предоставляется бесплатно.
Получить выписки и другие документы из ЕГРН онлайн можно на портале госуслуг (некоторые сведения онлайн доступны только правообладателям). Готовый документ, заверенный электронной подписью Росреестра, придет в личный кабинет на портале госуслуг.
При необходимости документы можно распечатать (за исключением кадастрового плана) в центре госуслуг «Мои документы». Для этого понадобится паспорт и номер заявления.
Важно отметить, что электронные выписки так же юридически значимы, как и оформленные на бумаге.
Все сведения из ЕГРН, за исключением выписки о кадастровой стоимости объекта и онлайн-выписки для собственника о своей недвижимости, предоставляются на платной основе. Размер платы за предоставление сведений зависит от того, какой вид выписки и в какой форме вы хотите получить – на бумажном носителе или в виде электронного документа, а также от количества субъектов, которые будут проверяться.
Важно обратить внимание, что реквизиты для оплаты различаются в зависимости от того, как и куда вы будете подавать запрос. Оплата госпошлины осуществляется только после подачи запроса и получения платежного документа с УИН (уникальным идентификатором начисления).
Сведения, находящиеся в ЕГРН, предоставляются в срок не более 3 рабочих дней со дня получения запроса и подтверждения оплаты. Если вы подавали запрос в центр «Мои документы» и получать сведения планируете там же, то вся процедура займет 5 дней.
Актуальными данные считаются на дату подписания выписки органом регистрации прав.
Подлинная выписка обязательно заверена усиленной квалифицированной электронной подписью – УКЭП. Проверить ее без привлечения сторонних специалистов можно через официальный сайт Росреестра с помощью сервиса электронного документооборота.
Также для проверки выписки из ЕГРН на достоверность, можно воспользоваться новым цифровым инструментом Росреестра. Заинтересованное лицо, отсканировав QR-код на выписке, получает через официальный сайт Росреестра подтверждение представленных сведений либо их опровержение, если документ был фальсифицирован.
Данная проверка предотвратит мошенничество и обеспечит защиту имущественных прав.
Выписка из ЕГРН является необходимым инструментом для подтверждения статуса и характеристик недвижимости, и исключительно важна для проведения любых юридически значимых операций с недвижимостью.
В следующий раз мы расскажем о том, какие виды выписок из ЕГРН бывают и в каких конкретных случаях они могут потребоваться.
Организации, указанные в новости