Храм Богоявления Господня относится к числу главных достопримечательностей Ярославля. Его историко-культурная ценность определяется не только славным прошлым и оригинальностью архитектурных форм, но и тем значением, которое храм имеет для формирования узнаваемого облика города. Святыня располагается на одной из главных площадей Ярославля. Она как бы объединяет вокруг себя близлежащие объекты. К ней обращён памятник Ярославу Мудрому, прямо на неё выходит оживлённый Московский проспект, рядом Спасский монастырь. В непосредственной близости располагается Главпочтамт. Таким образом, церковь играет роль архитектурной доминанты микрорайона, в котором располагается.
В XVII веке эти земли принадлежали Спасо-Преображенскому монастырю, а само место именовалось Богоявленской слободкой. Такое название, вероятно, происходило от одноимённой деревянной церкви, построенной здесь не то в XIII, не то в XV веке.
Строительство нового собора началось в 1684 году. Его инициатором стал ярославский купец Алексей Зубчанинов. Его средств хватило, чтобы возвести Богоявленскую церковь с приделами и колокольней. Их удалось отстроить за девять лет. В 1693 году перед ярославцами предстала новая святыня.
Для многих она показалась настоящим чудом света. Таким великолепным и необычным оказался храм. Он был совершенно не похож на те церкви, которые строили местные мастера.
- Во-первых, собор стоял не на подклете, а просто на фундаменте. Подклет же был одним из самых значимых элементов в ярославских церквях. Первоначально он имел не эстетическое, а функциональное значение. Его использовали в качестве складского помещения для товаров и провизии, а также как возможное укрытие от неприятеля.
- Во-вторых, здесь не было привычных столпов и купольного плана. Широкие окна пропускали достаточное количество света. Сомкнутый свод над потолком давал ощущение космического пространства. Храм казался просто огромным.
- В-третьих, для рассматриваемого периода необычным было использование изразцов в оформлении фасадов. Изразцовые плитки гармонично смотрелись в кирпичной кладке стен и барабанов. Часть изразцов опоясывала карнизы, а часть просто была вмонтирована в поверхности. В результате фасады здания смотрелись очень эффектно и необычно.
С трёх сторон церковь Богоявления окружена крытыми галереями. Эти элементы напоминают о том, что памятника архитектуры всё-таки был создан на ярославской земле. А с северо-запада в непосредственной близости от основного куба была возведена шатровая колокольня. В XIX веке со стороны главного фасада появился притвор с резным крыльцом.
В 1693 году, то есть сразу же после окончания строительства, собор был расписан. Авторство фресок не установлено, но вероятнее всего над картинами работали мастера из артели Дмитрия Плеханова и Федора Игнатьева. Более всего в этих росписях бросается богатство красок и цветовая насыщенность. Библейские сюжеты чередуются с растительными орнаментами. Не уступает по красоте настенным росписям и иконостас. По предположению искусствоведов, он не менялся с момента своего создания.
В советскую эпоху церковь была недействующей, но сейчас она доступна для прихожан. Люди посещают её, чтобы помолиться и увидеть своими глазами святыни храма: старинные иконы с частицами мощей святых и деревянный запрестольный алтарный крест XVII века. В истории храма были еще две уникальные святыни, которые не сохранились:
- напрестольный крест с деталями Креста Господня и мощей святых,
- глава Иоанна Предтечи на блюде, вырезанная из дерева.
Церковь неоднократно изображалась на полотнах живописцев и становилось объектом для вдохновения фотохудожников. А с недавних пор её облик можно было увидеть на почтовом блоке к 1000-летию Ярославля. Он был разработан специально к юбилею города.